Человеческая судьба и любовь к родной земле в творчестве А. Малышко

Творчество Андрея Малышко — одна из ярчайших страниц в литературной летописи нашей Отчизны. Он — поэт глубоко народный, его голос — это голос украинского народа, голос жизни, и здесь Малышко — один из настоящих наследников великого Кобзаря. Пылкую и нежную любовь к Родине, счастье свободной работы, творчества, глубокое уважение к труженику, тонкое понимание душевной красоты и красоты природы, ощущение трагического и героического в жизни — все это поэт отображал в своих ярких самобытных произведениях.

Поэзия А. Малышко глубоко

раскрывала духовный мир современника, сложные жизненные разногласия эпохи. Много стихотворений посвящены изображению человеческой судьбы и любви к родной земле. Патриотизм поэта живой, «от сердца». Это глубокое чувство отображается во всех мыслях, наблюдениях поэта, накладывает отпечаток на все его поступки, отношения с людьми.

В своем «Завещании» А. Малышко пишет о Родине, представляя ее в будущем: «Стоишь ты, как радуга после дождя, высокая и цветистая, как девушка стройная и радушная в яблоневом саду… как мать, что ждет своих сыновей». Какие оптимистичные мечты, какие мелодичные слова подбирает

поэт, чтобы высказать свою любовь к родной земле! Кажется, что говорит весь народ устами А. Малышко: «Я склоняю голову перед тобой, так как вижу невыразимую красоту твою, слышу мелодии неизвестных песен, которых мы не знали, но хотели создать, слышу сказки твои, о которых мы только мечтали в кровавые и жестокие дни». А сколько любви к родной земле, к матери ощущается в стихотворении, которое уже стало песней, которую, кажется, знает каждый человек.

Это — «Песня о рушнике». Сжимается что-то в груди, как только мы слышим знакомые слова: «Родной мама моя, ты ночей не доспала И водила меня в поля край села» — это песня о родной матери. Родная мать является неотъемлемой частью Родины с ее «зелеными лугами», «соловьиными рощами», с «тихим шелестом трав», с «щебетанием дубрав».

И дают две матушки, две родные матушки, «на счастье, на судьбу» вышитый рушник, чтобы напоминал он о родной земле, где ждет поэта, огорченная долгой разлукой, старенькая мать.

Этот рушник и является символом судьбы, счастливой судьбы, и читает его поэт, как книгу. Кажется, что проходят перед его глазами годы, прожитые им вместе с матушкой, вспоминаются «и детство, и разлука, и верная любовь». Поддерживают поэта всегда «материнская ласковая улыбка» и «грустные глаза хорошие твои». Они будто говорят из вышитого рушника, предостерегая, чтобы никогда не предал он своей Родины, был верным сыном народа и родной матери, чтобы стелилась его судьба, как этот рушник, не было в ней страданий, боли, злости. Этого желает для своего ребенка каждая мать.

Каждая мать желает быть своему ребенку таким, как Прометей из одноименной поэмы, быть верным сыном своей Отчизны, своего народа. Солдат одолевает смерть человеческим сердцем, иначе говоря, человечностью, и автор разрешает себе обратиться к лирическому отступлению, которое заменяет вывод: «Еще есть у людей такие сердца!» Есть такие сердца, которые ради жизни других людей, ради счастья Родины идут на смерть. Юноша Прометей не погиб. Он живет в душе мальчика, который взял с собой в далекую дорогу жизни жар его сердца.

Он вечно живой с протянутым людям сердцем. Его взял в свою душу поэт, говоря о нем как о сыне, брате, боевом побратиме: «Мой русый Прометей, Затерянный в ночах войны». Так художественно реализуется и утверждается идея бессмертия. Бессмертен тот, кто отдал свою жизнь во имя человеческого счастья, во имя своей Родины, в ком сливаются человеческая судьба и судьба родной земли.

Вспомним и замечательную поэму А. Малышко «Это было на рассвете». Ее героиня — Евдокия Петровна — звеньевая колхоза. Этапы жизни лирической героини — это этапы жизни народной. Это путь народа к свершениям, добытым в войнах, труде, борьбе за лучшую судьбу.

Прекрасна ее судьба, так как навсегда соединилась она с судьбой народной. Любит Евдокия Петровна свою родную землю:

Я из тебя выросла, а за тебя крепла. Нет мне края, как ниве урожая, Ты лежала горбунья, нуждающаяся, бессильная, Я же руками своими свела тебя, знаю, Умыла потом и колосом заколосила, Обогрела от сердца, как солнцем весенним, Налила тебе соку в грудь.

Ответ на призыв земли, которую вложил поэт в уста своей героини, утверждает могущество и бессмертие человеческой работы. А работа — это судьба человека. Евдокия Петровна умирает на рассвете, который словно символизирует бессмертие человеческой жизни, бессмертие тех, кто полностью отдает себя служению Родине во имя счастья на земле.

Бессмертное слово поэта-патриота, вдумчивого летописца-эпика своей эпохи о человеческой судьбе и любви к родной земле стало достоянием нашей украинской культуры. Темы, которые волновали и волнуют наш народ, стали ведущими в творчестве выдающегося поэта Андрея Малышко. И кажется, что и сейчас, да и вечно будет стелить он, «будто судьбу», свой вышитый рушник, который стал символом человеческой судьбы и любви к родной земле.




Человеческая судьба и любовь к родной земле в творчестве А. Малышко