Человек — главный герой Олеся Гончара

Признание пришло к Олесю Гончару с первого произведения. Вчерашний фронтовик, за плечами еще нет и тридцати, опубликовал лишь начало трилогии «Знаменосцы» — и вдруг критика заговорила о нем как о зрелом художнике. Для писателей его поколения определяющей, испытательной в жизни и творчестве полосой стала вторая мировая война.

Пройдя курс ее «окопных университетов», Гончар вынес оттуда грустные впечатления о разрушительных силах жизни и с помощью слова стал утверждать обратное — «сильное, поэтическое, непокоренное, бунтующее,

незапятнанное, возвышенное, красивое, творческое в человеке».

На рубеже 50-60-х годов в осмыслении автора войны выделяется наибольшей очевидностью мотив утверждения духовной стойкости человека в условиях войны. В романе «Человек и оружие» не случайно центральные фигуры — это вчерашние студенты-историки, а одному из них — Богдану Колосовскому — приходится проявлять свой стоицизм не только в противостоянии фашистскому окружению, но и тоталитарному режиму, который репрессировал в 30-х годах отца Богдана и теперь готов в любой момент посягнуть и на него самого.

В романе обнажается ситуация,

при которой человеческий индивид в «цивилизованном» XX в. оказывается в трагическом одиночестве. Единственное, что удерживает еще его «на равных» в этом мире, это — любовь. Поэтизация любви в «Человек и оружие» контрастирует с военным безумием.

Тему пагубного воздействия оружия на человека О. Гончар возводит к вершинам трагедийного звучания. Но есть определенная разница и даже полемичность в трактовке этой темы украинским писателем и некоторыми зарубежными мастерами, которые так или иначе обращались к ней, скажем, — Э. Хемингуэем, Э.-М. Ремарк, Г. Беллем. Если у упомянутых мастеров тема поколения, обожженного ли Первой или Второй мировыми войнами, трактуется как тема утраченного, потерянного поколения, то ведущий акцент О. Гончара — все же на вечность человеческого в человеке, особенно всесторонне воспроизведенное уже в романе «Циклон».

Этот роман стал своеобразным продолжением «Человека и оружия», образные системы в нем нашли широту ассоциаций и глобальный характер — ассоциируются здесь не отдельные детали жизни, а эпохальные ее пласты. Тот же принцип — в основе раскрытия психологического напряжения в душах героев: Богдан Колосовский и его собратья-окруженцы, которые были «на самом дне жизни», в фашистском концлагере, сегодня снимают фильм об этом концлагере и своем поколении и одновременно ведут борьбу с природной стихией. В осмыслении этих испытаний О. Гончар открывает неистребимое начало в человеке.

Не менее интересно раскрывается это качество и, так сказать, в «мирном» творчестве О. Гончара, где с течением времени прозаик все больше углубляется в сферу философских, нравственных и эстетических проблем, волнующих человечество, где все шире поле для авторских размышлений о самой сущности человека, его роли и месте в современном мире.

К необычайно сложному способу, как выразился Д. Павлычко, «скрещивания» болезненных мировых проблем «столиц на дорогах одного украинского села» прибегает О. Гончар в романе «Тронка». С каким моральным и духовным багажом стоит человек на пороге третьего тысячелетия? Не растерял ли он чего-то крайне важного на нелегкой дороге? Какая судьба у планеты, что начинает задыхаться от промышленной мощности и находится в постоянном страхе перед экологической или ядерной угрозой?

Где они, эти истоки гармонии, которые так нервно и так мучительно ищет современник? Утешаться следует тем, что навсегда ушли в прошлое годы замедленных скоростей, или следует поставить вопрос так, как это делает главный персонаж Заболотный: скорости, взятые сами по себе, — приближают ли они человека к счастью?

Но не в полной мере жажда «овладеть истиной человеческого бытия и человеческой истории во всех ее вскрытиях и измерениях» характеризует роман «Твоя заря», который с полным основанием можно было бы назвать произведением о путях и направлениях современной цивилизации. Собственно, сопоставляются здесь две цивилизации: нынешняя, сверхиндустриальная и, замедленная в скоростях, конца 20-х — начала 30-х годов, причем нисколько не в пользу первой. Одновременно автор вполне сознательно говорит о том, что сколько не унывать бы по прошлому, возврата к нему уже не будет. Но… Хоть на минуту задержитесь в своей спешке, люди конца XX века, дух переведите, посмотрите вокруг: отбросив старые ценности, заменили ли вы их лучшими, более сильными?

Стали ли хоть на йоту добрее и человечнее? — Будто обращается к нам писатель. Острота содержания «Твоей зари» — в последовательном ударении автора на возможных катастрофах в человеческих душах и потребности в связи с этим поисков новых идеалов в жизни. Главный герой «Твоей зари» Кирилл Заболотный, находясь в какой-то зарубежной стране с дипломатической миссией, отправился в путь, чтобы посмотреть сенсационное живописное полотно, на котором, по сообщению прессы, изображена славянская мадонна.

Художественный смысл этой дороги прочитывается в романе как путь к красоте, к истине. Ностальгия этого романа — не просто печаль по прошлому, а печаль по природным печатям жизни. Не имеет права, не должен человек искажать свою природу, не может быть ему оправдание за стремительное нарастание в мире разрушительных сил.

Поставленные рядом, «Собор» и «Твоя заря» составляют своеобразную дилогию — как звенья единой мысли о предназначении человека на земле. Есть в романе эпизод, в котором подросток Лида Дударевич восклицает: «Какие вы счастливые! .. Сколько хороших людей встречалось вам в жизни… Вы жили на теплой планете». «А ты разве нет?

Ты считаешь, что сейчас похолодало? — Спрашивает Заболотный, но девчонка промолчала. Не ответил Лиде и Заболотный, однако несколькими страницами позже, раздумывая над судьбой канадского или американского юноши, он делает вывод: «Несчастные дети всепланетного похолодания». Наконец, обобщает прозаик, планета на всех одна, и каждый, кто живет на ней, несет частичку ответственности за дорогу в будущее. Как говорит об этой ответственности Заболотный, «есть поступки, которые сегодня должны восприниматься как коллективный грех человечества, только так!

И каждый из нас должен взять на себя долю епитимьи, каждый должен проникнуться мыслью, что ты — страж планеты, отвечаешь на ней за все».

Прослеживая, как писатель разрабатывает в своем творчестве тему сохранения и накопления в мире энергии гуманности и доброты, необходимо вместе подчеркнуть тот общечеловеческий отклик, который способна вызвать проза Гончара, имеет своей первопричиной глубокое национальное укоренения его слова. Все лучшие, самые милые краски и тона родной Украине звучат в его слове постоянно. Звучит здесь симфония национальной истории, гордость за принадлежность к своему талантливому и трудолюбивому народу, которая наполняет светлых героев писателя.

Но сам О. Гончар утверждает, что его основная задача — открывать в человеческих душах «источники света и здоровья», разве не сам он признается, что предпочитает изображение людей «со светом в душе», разве не сам обозначает собственный способ письма как «поэтический» или «критический» реализм? Так, право, оно и есть: О. Гончар является одним из самых светлых художников современности, который постоянно напоминает: «Искусство и литература призваны стоять на страже духовности человека, беречь и в век НТР поэтическое начало жизни, первобытный огонь красоты».




Человек — главный герой Олеся Гончара