Человек и природа в поэзии Максима Рыльского
Красота природы родной земли вдохновляла многих художников на создание выдающихся шедевров. Природа, ее гармоническая красота и щедрость присутствуют и в лирике и поэтическом эпосе М. Рыльского, в его очерках и рассказах. О роли природы в развитии литературы и искусства поэт высказал ряд ценных мыслей в научных статьях «Природа и литература», «О человеке, для человека».
В них художник обосновал «благотворное влияние природы на все участки человеческой жизни». Рыльский с детства любил природу, пытался постичь ее тайны:
Разве
Лирический герой Рыльского никогда не считал себя «царем природы». Он — ее талантливый ребенок, верный и заботливый сын, а природа — вечный и непочатый источник жизни и творчества
Она — это мать. Будь же сыном, А не эстетом. И станешь ты не бумажным — Живым поэтом.
Из ощущения красоты своей медвяной земли — этой «земледельческой» родились в душе поэта высокие чувства патриотизма любви
Радость глазам сердцу приносит и нива белой гречки, и красной помидоры, и молочно-синие поля, и серебро лесной воды, и золото спелой пшеницы и осеннего леса. В поэзии Рыльского природа — «храм и мастерская». Образ былинного богатыря Микули Селесниновича в поэзии «Легла зима» является символом молодого человека, который, получив в городе образование, возвращается в село, чтобы своими знаниями и работой обогатить землю. В раздумьях о благосостоянии народа художник не приравнивает цивилизацию первоначальной природе, а утверждает, что только гармоническое единение природы и культуры станет источником человеческого счастья:
И для тебя, племено земное, И звезды будут пылать и домни, Разольются реками скрипки, Ковром простелются металлы.
Символ «братского единения» полей и рощ благоухавших — «ласточки на телеграфном проводе». Человек не должен властвовать над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом. Соответственно законам природы люди имеют своей работой и умом предоставлять ей новой, высшей красоты.
Герои многих лирических портретов Рыльского — это гуманисты, которые ради счастья народа настойчиво работают над оздоровлением и усовершенствованием природы. Так, в образе простого сельского садовника-самоучки Тодоси, который выводит новые сорта плодовых деревьев, своей работой вливает в редкую землю «силу ума живую», утверждается гуманистическая суть преобразования и обогащения природы: «…таж то человек вяжет для человека новые гирлянды из новых ягод».
В дни Великой Отечественной войны каш народ самоотверженно защищал родную землю, ее красоту, естественные богатства. В стихе «За родную землю» Рыльский призвал идти «в бой за наши нивы, за наши звезды, за наши тихие воды». Величественный образ родной украинской земли возникает в поэме «Слово о родной матери».
Природа и ее культура представляют здесь неразрывное единство через картины природы, ее краски, благоухание автор опоэтизировал редкую землю, неповторимую красоту и щедрость.
Все блага земные совершаются человеком и для человека. «Хвала земли, стократная честь — человеку!» — провозглашает поэт. Покорение же природы осуществляется во имя грядущих лет и столетий».
Герои произведений Рыльского, покоряя «силы матери-природы», стремятся «стократ помножить ее щедроту». На этом акцентирует поэт в «Миргородских записях». А в цикле «Др. и виддарунок» указывается, что добрые взаимоотношения человека с природой подобны щедрой дружбе побратимов. За труд и любовь человека природа благодарит его своими дарами.
Во многих торах Рыльского звучит призыв подходить к природе умно и гуманно, так как она — нам защитник и добрый друг. В стихах «Лес» и «Разговор с другом» ведущая идея — беречь природу для счастья современного и будущего поколений.
Пейзажная лирика Рыльского развивает высокие эстетичные вкусы, учит человека быть наблюдательным, сердцем и умом воспринимать природу: В зеленых лаврах, в синей светотени, В сиянии солнца и вишнях в цвете, В огне роз, у моря мерцании Увидит каждый может красоту. Книжка стихов «Розы и виноград» раскрывает богатство духовного мира наших современников, которые «по законам красоты» создают новую жизнь, приумножают богатства природы.
Все герои тонко ощущают красоту природы, своей работой создают материальное и духовное благосостояние общества — необходимое условие человеческого счастья. Поэт утверждает гармонию красоты и пользы, как духовная установка звучат строки:
У счастья человеческого два равных есть крыла: — Розы и виноград, красное и полезное. В творчестве Максима Рыльского создан полнокровный образ человека, который имеет «сердце друзей открытое… ум к другим внимательный», чувствительной к красоте окружающего мира. Ему дороги «синие рассветы над водами, шум в лесу зеленом и шум золотой, пение соловьиное и песня человеческая, скромный шиповник и гордая роза».
Он живет в ладу с природой и обогащает ее новой, несравненно высшей, неведомой раньше красотой.
Человек и природа в поэзии Максима Рыльского