Человек и природа в поэзии Пастернака

Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав «Центрифуги» — футуристической поэтической группировки, которая довольно сдержанно относилась к отрицанию культуры прошлого. Но уже второй сборник «Поверх барьеров» отразил своеобразие пастернаковского голоса среди молодых авангардистов.

Своеобразие это состояло, прежде всего, в философском осознании единства человека и мира, где трудно отделить искусство от жизни, человека от природы. Единство

человека и природы в лирике Б. Пастернака проявляется прежде всего в том, как он о них говорит. Речь поэта развертывается одновременно в двух ракурсах: человеческом и природном:

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Листвою черною горит.

В этом стихотворении процесс наступления весны как бы накладывается на процесс творчества: воссоздается сам момент рождения стихотворения. И это понятно: весеннее обновление природы является одновременно обновлением души. Очень важно стихотворение «Сестра моя — жизнь…», давшее название третьей книге поэта. В нем

наиболее отчетливо выражено следствие пастернаковского восприятия природы — смещение традиционной иерархии, ощущение равенства всех предметов и существ в ней:

Оно грандиозней Святого писанья

И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение является концентрированным выражением мироощущения поэта: равенство человека и жизни, человека и мира, мира и жизни приводит к тому, что природа перестает быть к человеку равнодушной: здесь «солнце, садясь, соболезнует мне».

Поэтому природа активно вовлекается Б. Пастернаком в человеческую историю. В стихах 1915-1917 годов появляются «бастующие небеса» и кавалерийские следы на льду — в память о 1905 годе, дух «солдатских бунтов и зарниц» проносится по воздуху, тучи уподобляются рекрутам и военнопленным:

Шли пыльным рынком тучи, Как рекруты, за хутор, поутру, Брели не час, не век, Как пленные австрийцы…

Явления природы приобретают признаки из мира общественных бурь и классовых столкновений. Такое проникновение исторической действительности в природное царство было для Б. Пастернака естественным явлением, потому что природу он видел глазами современного горожанина, который берет с собой на прогулку, наряду с житейской повседневностью, еще и свои политические ассоциации, вовлекая луга и рощи в круг событий, среди которых протекает его жизнь.

Стихи Б. Пастернака вобрали в себя не только личные переживания, но и большое психологическое и философское содержание. Им присуще обостренное чувство жизни, они охватывают Вселенную, время, вечность, переживание чуда творчества. Одна из важнейших особенностей поэтического миропонимания Б. Пастернака — принципиальное соположение природы и человека как равноправных участников мироздания.




Человек и природа в поэзии Пастернака