Человек и революция

Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю’в далеком отголоске, Что случится на моем веку. Б. Пастернак

Борис Пастернак — величайший русский писатель и поэт XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе. Роман «Доктор Живаго» занимает центральное место в творчестве писателя, ему Пастернак посвятил лучшие годы своей жизни.

Благодаря этому произведению Бориса Пастернака, революция открылась мне с новой, очень важной стороны, с позиции прав личности, прав каждого человека.

Это произведение потрясает

своим художественным своеобразием; а между тем «Доктор Живаго» даже не роман, а род автобиографии.

Это не видение борьбы из стана красных, как в «Разгроме», и не изображение из стана белых, как в «Тихом Доне», это взгляд на события глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи. Юрий Андреевич Живаго — сын разорившегося миллионера, покончившего с собой. Мать рано умерла. Мальчик воспитывался у дяди, который был человеком «свободным, лишенным предубеждения против

чего бы то ни было непривычного… у него было дворянское чувство равенства со всем живущим».

Окончив с блеском университет, Юрий женился на любимой девушке Тоне, дочери профессора и внучке деятельного фабриканта. Затем любимая работа. Он становится прекрасным врачом.

Еще в университете проснулась у него любовь к поэзии и философии. Рождается сын. Все, кажется, прекрасно.

Но неотвратимо врывается война. Юрий едет на фронт врачом.

Героиня романа Лариса считает, что война «была виною всего, всех последовавших, доныне постигающих наше поколение несчастий».

Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. Очень характерна судьба одного красного партизана, Памфила Палых. Он открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что.

Числа-имени не помню, вся водой растеклась. Оголец у меня один из головы нейдет, огольца одного стукнул, забыть не могу, за что я парнишку погубил? Рассмешил, уморил он меня. Со смеху застрелил, сдуру, ни за что «. Страшна его судьба.

Чувствуя возмездие за сделанное, он начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безумно.

Страшно кончается и жизнь Антипова-Стрель-никова, бывшего учителя, добровольцем ушедшего на фронт в мировую. В гражданскую стал военачальником, слава его гремела по Сибири и Уралу. «Он стал лелеять мысль стать когда-ни-будь судьей между жизнью и коверкающими ее темными началами, выйти на ее защиту и отомстить за нее. Разочарование ожесточило его. Революция его вооружила». «Ему дали за жестокость и фанатизм прозвище Расстрельников.

Он спокойно перешагнул через это, он ничего не боялся». Но Стрельников не был партийцем, истинные лидеры революции не любили его. Поэтому, когда он выполнил свою роль, его хотят предать трибуналу. Затравленный преследователями, он признается Живаго: «А мы жизнь приняли как военный поход, мы камни ворочали ради тех, кого любили. И хотя мы не принесли им ничего, кроме горя, мы волоском их не обидели, потому что оказались еще большими мучениками, чем они».

Так объясняется бессмысленность стольких жертв. Стрельников убивает себя. Он никому уже не нужен.

Роман Б. Пастернака — это прежде всего книга о высокой любви, которая горит на фоне таких страшных событий, подвергается таким жестоким испытаниям, что герой не выдерживает.

«Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников… кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза».

Размышления и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не » праздник угнетенных», а тяжкая и кровавая полоса в истории нашей страны.

История доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь сначала была выбита из привычного русла, а затем разрушена стихией революции. Жизненные и творческие силы Живаго угасают, так как он не может смириться с неправдой, которую ощущает вокруг себя.

Сцена смерти Живаго — кульминация в романе. В трамвайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ. «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неправильный вагон, на который все время сыпались несчастья…» Эта кульминация подготовлена всем развитием романа.

На его протяжении и герой, и автор все острее воспринимали события как насилие над жизнью.

Сегодня, спустя многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала революция, во имя чего лилась кровь, разделилась страна, возникло огромное русское зарубежье. Вероятно, она была неизбежна, иного стране не было дано. Но всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы.

Но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового. И нельзя даже ради самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения.

И хочется, чтобы нынешняя наша революция принесла как можно меньше бед.

Роман заканчивается монологом автора, который принимает мир, какой бы он в данный момент ни был. » Счастливое, умиленное спокойствие за этот святой город и за всю землю, не доживших до этого вечера участников этой истории и их детей, тиранило их и охватывало неслышимой музыкой счастья, разлившейся далеко кругом».

«Доктор Живаго» — величайшее произведение, справедливо признанное шедевром мировой литературы.




Человек и революция