Человек, который победил себя?!

Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек». Много ли нужно человеку, чтобы быть счастливым, чтобы прожить жизнь не напрасно и оставить по себе доброе упоминание людям? По-разному ответили бы на эти вопросы герои Оноре де Бальзака, писателя, который считал, что психологию и жизненные взгляды человека формирует социальная среда.

Так, холодный и скупой человек Гобсек, герой одноименной повести, был человеком жизнелюбивой, наделенной естественным стремлением самоутвердиться в жизни. Когда ему было десять лет, мать устроила его юнгой

на корабль, который отплывал в голландские владения в Ост — Индии. Так он пространствовал двадцать лет, которые были для него суровым испытанием, выдержать который могла только волевой и мужественный человек. Идеализм и романтические мечты мальчика столкнулись с суровой правдой жизни, где не было места для слабых, обессиленных. «Он пережил много страшных испытаний, пишет Оноре де Бальзак о своем герое.- Испытал всего: романтических неудач, голода, попранной любви, соблазна больших денег, бедности, болезней и богатства».

Гобсек принимал участие в военных действиях Соединенных Штатов, которые отстаивали

свою независимость. Т. е. прежде чем стать ростовщиком, он прошел продолжительную и трудную жизненную школу. Взвесив весь свой жизненный опыт, уже, будучи немолодым человеком, герой повести пришел к пониманию того, что «есть только одно надежное земное благо, которое имеет высочайшую ценность, — это золото».

Зачем Гобсеку так много денег? Чтобы хорошо и зажиточно жить? Конечно, нет. После всего пережитого он не может безрассудно тратить деньги, так как считает, что лучше самому притеснять, чем разрешить другим делать это с собой. Золото, по его мнению, — единое, что может дать возможность выжить, не быть раздавленным грязным сапогом.

Гобсек понимает, в каком обществе он живет, и деньги нужны ему для того, чтобы ощущать себя в безопасности. Он не грезит креслом большого политика, но его устраивает власть ростовщика, снова, же таки с целью самозащиты, чтобы другие не относились к нему пренебрежительно, чтобы его боялись и уважали. Именно этим Бальзак подчеркивает, что жизнь в обществе, где человек с целью самозащиты должна перечеркнуть в себе все человеческое, стать ростовщиком и негодяем, трагическое. Суровые общественные законы принудили эту одаренную, чрезвычайную личность отказаться от семьи, от друзей, от комфорта, то есть от всей радости жизни. «Он сохранял свою жизненную энергию, унимая в себе все человеческие чувства».

Этими словами Бальзак будто подводит итог завершению внутренней эволюции своего героя как личности. Гобсек достигает ценнейшего в жизни — чувство внутренней свободы. Но какой ценой?

Ценой потери высокого человеческого содержания своей жизни. Тем не менее, не все благородные качества умерли в душе ростовщика. Этот человек еще продолжает жить в борьбе с самым собой, хотя он и научился сдерживать и преодолевать естественные человеческие желания и чувство. Зайдя в делах в комнату Фани Мальва, он ощутил, как оказался в атмосфере искренности и душевной чистоты. «Мне даже стало легче дышать»,- рассказывает Гобсек Дервилю. Даже такому суровому человеку, как Гобсек, приятно было увидеть, что есть в этом жестоком мире люди трудолюбивые, душевные, искренние.

Первым его желанием было помочь девушке, но сразу против этой благородной мысли восстал весь его жизненный опыт. «И я пошел, преодолев свои великодушные намерения, так как мне не раз приходилось наблюдать, как благотворительность убивает того, кому сделали милость».

Когда бы Гобсек был человеком душевно черствым и холодным, он не ощутил бы минут растроганности. Однако лишь на миг в его сердце расцветают высокие человеческие чувства. Он их сразу сдерживает в себе, так как общество, к которому принадлежит, не разрешает давать волю наилучшим порухам души. Полной противоположностью Гобсеку, который убил в себе все страсти, возникают графиня Анастази де Рестота и ее любовник Максим де Трай. Их распущенная жизнь вызывает осуждение не только Гобсека, а и самого Бальзака.

Автор подчеркивает, что такое высокое чувство, как любовь, при условиях тогдашнего жестокого общества может превратиться на аморальную страсть, на преступление против собственных детей. Замечательный знаток человеческих душ Бальзак не считает человеческой нормой ни распущенность графини и ее любовника, ни бесстрастие и иронию Гобсека, так как философия таких гобсеков формируется поведением именно таких графинь. Был ли счастлив духовный нищий Гобсек? Кто знает?! Но известно одно: может, и победил он в себе все человеческие страсти, тем не менее, перестал быть человеком.

Ведь человек на то и является человеком, чтобы думать, ощущать, страдать, любить, терять веру, т. е. жить.




Человек, который победил себя?!