Чем мне близка поэзия А. А. Блока?
Об Александре Блоке, одном из лучших поэтов «серебряного века», говорили и писали многие. А. Ахматова утверждала, что Блок — «трагический тенор эпохи». А. Белый — что он «первый поэт земли русской». В. Маяковский считал, что поэзия Блока — «целая поэтическая эпоха». Удивительные ощущения вызывал А. Блок у современников: «Никогда: ни раньше, ни потом, — свидетельствовал К. Чуковский, я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно, ощутимо и зримо исходил магнетизм… поэзия Блока действовала на нас, как луна
Что же давало А. Блоку такую власть над Людьми? Чем притягивал он их к себе? Каждый человек, а тем более поэт, входит в мир по-своему. Начало века было трудным, противоречивым, не поддающимся однозначной оценке. Отсюда разноголосица, противоположность мнений, подчас не просто далеких друг от друга, но уничижительных, злобных для других.
Блок же вошел в мир людей не с недовольством и недоверием, а с любовью. Его поэзия была «живой водой», источником, испив из которого, человек очищался и становился Человеком. Вспоминаю первое стихотворение, «приворожившее» меня к Блоку:
Девушка пела
Я вижу нежный профиль, длинную косу, темнеющую на белом платье, силуэт в лучах света… Так пел ее голос, летящий в купол, И луч снял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье мело в луче.
Мне становятся понятны чувства современников поэта:
И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.
Палитра чувств, ощущений, переживаний лирического героя поэзии Блока была той, к которой тянулись, в которой нуждались люди, обремененные серостью действительности. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у царских врат, Причастный тайнам, — плакал ребенок О том, что никто не придет назад. Сегодняшнего читателя, как и современников поэта, поражает, с одной стороны, глубина, страстность, чистота духа, а с другой — высокое поэтическое мастерство, богатство художественной выразительности.
По мнению Блока, миром должна, править идея Вечной Любви; именно она должна восторжествовать и переделать людей к лучшему. Не через вражду и ненависть, а через Любовь поэт хотел связать себя со всем миром. Блок пришел в русскую литературу со «Стихами о Прекрасной Даме».
Прекрасная Дама — это воплощение идеала красоты, Вечной Женственности. Лирический герой, рыцарь Прекрасной Дамы, ожидает грядущих преобразований: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном, предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя.
Одиночество, тоска, жажда встречи с Ней; боязнь, что она окажется не такой, какой представляется ему, переполняют душу лирического героя. Безотрадному сну я не верю, Погрузив мое сердце в покой… Скоро жизнь мою бурно измерю Пред неведомой встречей с тобой…
Лирический герой этого цикла, вглядываясь в себя и мир, окружающий его, поднимает вопросы, волнующие людей во все времена: о назначении человека, о его пути, о стремлении к совершенству, прекрасному. Но образ Прекрасной Дамы не может оградить лирического героя Блока от реальной жизни. Страшная действительность врывается в его мир, и появляются стихи, отражающие то, что окружает его на самом деле: «Фабрика», «Сытые», «На железной дороге». Но в них меня волнует не заявленная Блоком тема народного страдания, угнетения, но тема унижения личности: «этих нищих — провели». А в результате: Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим, И об игре трагических страстей Повествовать еще не жившим.
Особенно ярко трагизм состояния лирического героя показан в стихотворении «Незнакомка»: «Сытые», «заламывая котелки, среди канав гуляют с дамами», пьянство, скука… Лирический герой «Незнакомки», казалось бы, ничем не отличается от других: пьет вино, рассеянно созерцает окружающее, но: И каждый вечер, в час назначенный, Девичий стаи, шелками схваченный, В туманном движется окне… …И, странной близостью закованный, Смотрю на темную вуаль И вижу берег очарованный И очарованную даль…
Незнакомка, загадочная, таинственная, — это мечта, желание вырваться из суеты и серой однообразности, но беспомощность, невозможность выйти из замкнутого круга бесполезного существования побеждают: …Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. Лирический герой «пригвожден к трактирной стойке»; так же, как героиня стихотворения «На железной дороге» раздавлена «любовью, грязью иль колесами», он раздавлен бездуховной реальностью жизни. Как много общего в его состоянии с состоянием наших современников! Выйти из этого состояния ему помогают думы о родине.
Стихи Блока о России близки и нам. Они как бы оживляют нас, возвращают душевные силы. Как для Пушкина, так и для Блока тема родины — личная, интимная тема. Как Лермонтову дороги «дрожащие огни печальных деревень», так Блоку дорога Россия: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои. Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! Вместе с лирическим героем стихотворения «Русь» нас тянет затеряться, спрятаться в ее просторах, но, как у Тютчева, Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить, Так у Блока Наш путь — степной, наш путь — В тоске безбрежной, В твоей тоске, о Русь!.. …И вечный бой! Покой нам только снится.. Как и поэта, меня переполняют, с одной стороны, чувства тоски и сострадания, а с другой — вера в будущее родины, желание изменить жизнь. Трудным для наших современников является восприятие поэмы «Двенадцать». Как непохожа она на все, что написал поэт до нее!
Пытаясь разобраться в этом, ищу ответ на вопрос: почему появилась поэма? «Дело художника, обязанность художника — видеть то, что задумано. Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью…» Вот почему появилась поэма «Двенадцать».
Сумеет ли человек выстоять под ветром истории? Вспомним строки из есенинского «Письма к женщине»: Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму, Куда несет нас рок событий… Земля — корабль! Но кто-то вдруг За новой жизнью, новой славой В прямую гущу бурь и вьюг Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался? Их мало, с опытной душой, Кто крепким в качке оставался…
Можно ли превратить сегодняшний хаос в гармонию? Именно это волнует лирического героя поэмы «Двенадцать», поэтому, несмотря на разгул страстей, убийства, ужасы действительности, поэт призывает всех слушать «музыку революции». Веру в освобожденную Россию — оплот счастливого будущего всего человечества — ощущаем мы и в блоковских «Скифах»: Остановись, премудрый, как Эдип, Пока томишься мукой сладкой, Пред Сфинксом с древнею загадкой! О старый мир! Пока ты не погиб, Россия — Сфинкс Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью.
Она глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью!.. Да, так любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит! Забыли вы, что в мире есть любовь, Которая и жжет, и губит!..
По прошествии стольких лет мы, люди конца XX века, должны выделить для себя главное в наследии А. Блока. Для меня важно то, что
Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество;
Важно то, какой он видел жизнь:
Сотри случайные черты И ты увидишь: мир прекрасен.
Чем мне близка поэзия А. А. Блока?