Чем может помочь кинематограф в изучении литературы?

Современную школьную программу простой не назовешь. Частенько случается так, что большинство школьников просто не читают некоторые произведения русской классики. Для современного человека, а особенно — для подростка, многие книги слишком сложны по нескольким причинам.

Первая и, пожалуй, основная — это существенные различия между уровнем развитости языка, используемого в художественной литературе и в повседневной жизни школьников.

Среднестатистический ученик скорее всего заснет на первой же странице, к примеру, «Мертвых

душ», попросту не вникнув в витиеватые гоголевские речевые обороты, не разгадав его тонкой иронии и вообще не поняв, о чем идет речь. К сожалению, как бы того ни хотелось учителям и филологам, вряд ли реально заставить молодое поколение не то что говорить и писать так, как это делала Пушкин, Чехов, Гоголь и другие гении литературы, но хотя бы избавить свою речь от жаргонизмов, грубых и нецензурных выражений и так называемых «слов — паразитов». В сумасшедшем ритме меняется жизнь — а вместе с ней меняется и язык.

Вторая же причина состоит как раз в том, что, как я уже говорила, наша жизнь быстро меняется, и если

в XIX веке «Герой нашего времени» затрагивал актуальнейшие проблемы общества, и читать это произведение было важно и интересно, то в наши дни у современных людей существуют уже другие проблемы, которые подросткам, возможно, было бы проще понять и, так сказать, пропустить через себя. Конечно, Печорины, Онегины и Чичиковы до сих пор еще не изжили себя в обществе, однако условия жизни изменились — изменились и психология, и мировоззрение человека.

Довольно печальная картина получается: учителя и родители мечутся в отчаянии, не зная, как заставить детей читать русскую классику; Евгений Онегин уж который год пылится в самом дальнем углу книжной полки; на месте портрета Чехова повис огромный плазменный телевизор; и даже Мастер с Маргаритой смиренно уступают место «Твиттеру» и «Одноклассникам». Неужели же с годами забудется наше культурное наследие? Уверена, что еще не все потеряно.

Ведь эту проблему успешно может решить кинематограф!

В последние годы учителя все чаще используют на уроках всевозможные видеоматериалы. А с распространением интерактивных досок просмотр видео на уроке становится привычным делом. И вот как раз на уроках литературы немаловажное место занимает кино. Кинематограф быстрее находит ключ к сердцу юного читателя, нежели книга, ведь фильмы по известным художественным литературным произведениям снимали наши современники, образ мыслей и мировосприятие которых гораздо ближе к нашему.

Кроме того, проблема с различиями языка современного и языка русской классики отпадает сама собой: текст превращается в зрительный образ, воспринять который школьнику несложно. И потом, этот фактор еще и обеспечивает большее внимание и интерес зрителя, так как наблюдение за активными действиями, происходящими на экране, требует максимальной сосредоточенности.

Кино позволяет человеку со стандартной, ограниченной фантазией увидеть то, что хотел сказать и показать читателю автор, то, чего он не смог бы представить и прочувствовать, читая книгу. Какие фильмы я могла бы привести в пример? Их очень много: «Война и мир», «Гранатовый браслет», «Мой ласковый и нежный зверь», «Метель», «Герой нашего времени» и многие другие.

Одними из самых многочисленных и любимых зрителями являются экранизации произведений Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки» режиссера Ю. Ткаченко, «Вий» Г. Кропачева, «Мертвые души» М. Швейцера, «Ревизор» С. Газарова и т. д. Книги Гоголя, написанные истинно народным языком, да еще с таким искрометным юмором, на экране воплощаются в невероятно яркие и динамичные образы и потому особенно любимы аудиторией не только детской, но и взрослой.

Между прочим, самым эффективным в смысле обучения методом является совмещение литературы и кинематографа, что также практикуется в современных школах. Просмотр фильма после прочтения книги не только разъясняет непонятные или наиболее сложные моменты в книге, но и дает почву для новых размышлений, позволяет взглянуть на произведение с иной точки зрения. А что касается вопроса о том, должен ли это быть преимущественно отечественный кинематограф, то тут, я думаю, не должно возникать сомнений: кто лучше поймет русского писателя, чем русский режиссер?

Ответ очевиден!




Чем может помочь кинематограф в изучении литературы?