«Черная курица, или Подземные жители» Погорельского

Антоний Погорельский — автор первой волшебно-фантастической повести для детей младшего возраста «Черная курица, или Подземные жители» . Эта повесть была хорошо известна А. С. Пушкину, ценившему мастерство А. Погорельского. В детстве ею увлекался Л. Н. Толстой; в зрелые годы он любил перечитывать «Черную курицу» своим детям. Эта книга также была встречена одобрительно не только Белинским, но и литературными противниками Погорельского: в журнале «Северная пчела» Ф. Булгариным была напечатана похвальная рецензия.

Волшебная

повесть А. Погорельского построена доступно для детского восприятия. Создается впечатление, что она была первоначально рассказана писателем племяннику Алеше, которого с любовью и заботой воспитывал А. Погорельский. Все сцены в повести даются конкретно, выпукло, с выразительными подробностями, картинной точностью. Вот, например, одна из них: «…Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была убрана. Ему показалось, что стены сделаны из мрамора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионе.

Панели и двери были из чистого золота. В конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном

месте, стояли кресла из золота. Алеша очень любовался этим убранством, но странным показалось ему, что все это было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол».

Впервые в детской литературе появился настоящий, живой образ мальчика. Он вызывает симпатии ребенка-читателя и пробуждает сопереживание. Этот образ помог сделать сложную проблематику повести доступной детскому восприятию.

Вместе с девятилетним Алешей, героем повести, читатель совершает увлекательное путешествие к подземным жителям; вместе с ним заблуждается, совершает ошибки, вместе с ним задумывается над серьезным вопросом, в чем настоящая красота и ценность человека. Погорельский показывает, как легко вторгается сказка в жизнь мечтательного Алеши: «Вдруг сердце у Алеши еще сильнее забилось: ему послышался голос любимой его Чернушки, она кудахтала самым отчаянным образом, и ему показалось, что она кричит:

Кудах, кудах, кудуху! Алеша, спаси Чернуху!..»

Алеша — добрый, смелый и впечатлительный мальчик. В то же время он любит пошалить. Автор сумел художественно передать особенности детского мышления и речи.

Вот как передает он внутренний монолог Алеши: «Об исправлении самого себя он хотя и не забыл, но думал, что не может быть так трудно, как говорила Чернушка. «Будто не от меня зависит исправиться! — мыслил он,- стоит только захотеть, и все опять меня любить будут».

Действие развертывается динамично и захватывающе. Повествование часто развивается у Погорельского как реалистическое, полное бытовых подробностей: «В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах. Они давали обед директору училища, и еще накануне, с утра до позднего вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды». А порою это романтически-таинственный рассказ о волшебных превращениях:

«Чернушка подняла хохол, распустила крылья… Вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться».

Или вдруг слышится живой, эмоциональный диалог:

«Если ты меня не боишься,- продолжала курица,- так поди за мною. Одевайся скорее».- «Какая ты, Чернушка, смешная! — сказал Алеша.- Как мне можно одеться в темноте? Я платья своего теперь не сыщу, я и тебя насилу вижу!»

Сюжет «Черной курицы» развивается в гармоничном соединении реального и фантастического планов повествования. Погорельский не дает готовых педагогических рецептов своему читателю. Он заставляет задуматься о лени, тщеславии, неумении хранить чужую тайну, о невольном предательстве, которое оборачивается непоправимой бедой для целого народа.




«Черная курица, или Подземные жители» Погорельского