«Черная курица, или Подземные жители» Погорельского
Антоний Погорельский — автор первой волшебно-фантастической повести для детей младшего возраста «Черная курица, или Подземные жители» . Эта повесть была хорошо известна А. С. Пушкину, ценившему мастерство А. Погорельского. В детстве ею увлекался Л. Н. Толстой; в зрелые годы он любил перечитывать «Черную курицу» своим детям. Эта книга также была встречена одобрительно не только Белинским, но и литературными противниками Погорельского: в журнале «Северная пчела» Ф. Булгариным была напечатана похвальная рецензия.
Волшебная
Панели и двери были из чистого золота. В конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном
Впервые в детской литературе появился настоящий, живой образ мальчика. Он вызывает симпатии ребенка-читателя и пробуждает сопереживание. Этот образ помог сделать сложную проблематику повести доступной детскому восприятию.
Вместе с девятилетним Алешей, героем повести, читатель совершает увлекательное путешествие к подземным жителям; вместе с ним заблуждается, совершает ошибки, вместе с ним задумывается над серьезным вопросом, в чем настоящая красота и ценность человека. Погорельский показывает, как легко вторгается сказка в жизнь мечтательного Алеши: «Вдруг сердце у Алеши еще сильнее забилось: ему послышался голос любимой его Чернушки, она кудахтала самым отчаянным образом, и ему показалось, что она кричит:
Кудах, кудах, кудуху! Алеша, спаси Чернуху!..»
Алеша — добрый, смелый и впечатлительный мальчик. В то же время он любит пошалить. Автор сумел художественно передать особенности детского мышления и речи.
Вот как передает он внутренний монолог Алеши: «Об исправлении самого себя он хотя и не забыл, но думал, что не может быть так трудно, как говорила Чернушка. «Будто не от меня зависит исправиться! — мыслил он,- стоит только захотеть, и все опять меня любить будут».
Действие развертывается динамично и захватывающе. Повествование часто развивается у Погорельского как реалистическое, полное бытовых подробностей: «В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах. Они давали обед директору училища, и еще накануне, с утра до позднего вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды». А порою это романтически-таинственный рассказ о волшебных превращениях:
«Чернушка подняла хохол, распустила крылья… Вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться».
Или вдруг слышится живой, эмоциональный диалог:
«Если ты меня не боишься,- продолжала курица,- так поди за мною. Одевайся скорее».- «Какая ты, Чернушка, смешная! — сказал Алеша.- Как мне можно одеться в темноте? Я платья своего теперь не сыщу, я и тебя насилу вижу!»
Сюжет «Черной курицы» развивается в гармоничном соединении реального и фантастического планов повествования. Погорельский не дает готовых педагогических рецептов своему читателю. Он заставляет задуматься о лени, тщеславии, неумении хранить чужую тайну, о невольном предательстве, которое оборачивается непоправимой бедой для целого народа.
«Черная курица, или Подземные жители» Погорельского