«Воспитай себя сам»- эта фраза стала известной давно. Говорят ее родители, учителя, ее пишут в качестве эпиграфа сочинения ученики, студенты. Красной нитью проходит эта мысль во многих психолого-нравственных статьях.
Одну из них, также рассматривая проблему самовоспитания, написала Е. Сикирич.
Психолог, размышляя по поводу этого актуального для подрастающего поколения вопроса, предлагает для анализа текст, состоящий из двух частей. В первой она вспоминает старую притчу о «двух волках», живущих в каждом человеке, а вторая часть полностью представляет собой советы философов древнего мира. Е. Сикирич, мастерски используя яркие художественные средства, вдохновляет нас на желание познать мир, на определение своей собственной жизненной цели.
Как видим, позиция автора выражена прямо, он убежден, что над собой нужно работать, что только сам человек способен отделить необходимые лишь ему благородные жизненные принципы от пагубных, разрушающих душу и сердце. Для этого нужно не только владеть собой, но и «подобное притягивать подобным», а еще полюбить «людей., свои испытания и свои слезы, свои радости и несбыточные грезы.».
Я придерживаюсь той же точки зрения — советы опытных людей пригодятся, но решать, каким ты будешь : слабым, безвольным, злым или чистым и мудрым — необходимо самому.
Об этом же думали и многие герои литературных произведений посредством задумки их авторов. . Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров искренне и честно работал не только над дальнейшим образованием, но и над своим характером, подвергая себя многим испытаниям. Его путь самовоспитания оказался не совсем правильным и поэтому трагическим об этом нам тоже нужно знать. , но Лев Толстой, разработав самостоятельно собственную образовательную и воспитательную программу категорически отказавшись от традиционной, государственной. , добился многого. Мировая известность писателя и школа для детей, открытая в имении Ясная Поляна, является тому подтверждением.
«Ищите, верьте, любите, мечтайте», работайте над собой — в этом убеждала нас Е. Сикирич в статье, предложенной для размышления.
Дайджест:
- Черта характера. Кто может называть себя интеллигентомСила русской интеллигенции не в уме, а в сердце и совести. Д. С. Мережковский Кто может называть себя интеллигентом — вот вопрос, над которым рассуждает известный российский писатель Сергей Залыгин. Данная проблема существует в России со времен Петра 1, который впервые собрал вокруг себя кружок самоучек-интеллигентов, призванных помогать ему при насаждении новой государственности. С тех ... Читать далее...
- Черта характера. Эгоизм — страшная болезнь человечестваЛорд Байрон прихотью удачной Облек в унылый романтизм И безнадежный эгоизм. А. С. Пушкин Что такое эгоизм — вот проблема, над которой рассуждает Али Апшерони. В своем эссе автор с негодованием говорит о том, что в обществе распространилась страшная болезнь — «себялюбие». Ради достижения своей цели некоторые люди готовы совершить даже такой страшный грех, как ... Читать далее...
- Черта характера. Что такое совесть?Что такое совесть — вот вопрос, который волнует Д. Гранина. Автор поднимает в своей статье нравственную проблему совести. Размышляя о том, что такое «поступок по совести», Д. А. Гранин вспоминает похороны известного писателя-сатирика М. Зощенко, которого советское правительство подвергало травле как при жизни, так и на похоронах, где все совершалось не по — христиански, без ... Читать далее...
- Черта характера. О самолюбииСпособствует ли самолюбие успеху и счастью человека в жизни? Вот проблема, над которой рассуждает Е. А. Пермяк. Автор текста свои рассуждения о самолюбии облекает в интересную форму: рассказывает о вороне, которая мечтала быть знаменитой. Чего только не делала самолюбивая птица! Но, «применяя себя в жизни не по своим способностям и возможностям», ворона у окружающих вызывала ... Читать далее...
- Черта характера. Проблема эгоизмаЭгоизм — вот проблема, над которой рассуждает Али Апшерони. В своем эссе автор с негодованием говорит о том, что в обществе распространилась страшная болезнь — «себялюбие». Много веков потребовалось обществу, чтобы хотя бы на словах признать, что жизнь других людей имеет ту же ценность, что и их собственная жизнь. Однако Али Апшерони с сожалением отмечет, ... Читать далее...
- Черта характера. О мужествеМужество людей, которые, несмотря на никакие опасности, делают свое дело, — вот проблема, подтолкнувшая К. Паустовского на размышления. Текст основан на конкретном случае из жизни. Автор стоит у знаменитого валуна, на котором начертана надпись: «В память всех, кто погиб и погибнет в море», и с восхищением рассказывает о мужестве латышских рыбаков, которые, не покладая рук ... Читать далее...
- Черта характера. Проблема благородстваЧто такое благородство — вот проблема, которую поднимает Ю. Цетлин. Этот нравственный вопрос, вызывавший полемику в прошлые века, толкавший на дуэли сотни хороших и плохих людей, актуален и по сей день. В наше время, считает автор, очень мало благородных людей, способных бескорыстно помогать другим. Для нас, молодых, по его мнению, ярким примером поистине благородного человека ... Читать далее...
- Черта характера. Что такое благородство?Что такое благородство — вот проблема, над которой рассуждает Ю. Цетлин. Автор, размышляя над этим вечным вопросом, высказывает уверенность в том, что «в основе благородства прежде всего лежит высокое понимание чести и долга». Ю. Цетлин в подтверждение своей позиции приводит яркий пример поистине благородного человека — Дон Кихота. Через образ всем известного литературного героя автор ... Читать далее...
- Черта характера. О благодарностиЧто такое настоящая благодарность? Именно над этой проблемой размышляет известный русский литературный критик и публицист И. Ильин. В эссе автор с сожалением говорит, что «современное человечество не ценит того, что ему дается», не хочет творить и созидать, а жаждет лишь «распоряжаться и наслаждаться». И. Ильин осуждает нас за жадность, зависть, отсутствие чувства благодарности. По глубокому ... Читать далее...
- Черта характера. О хулиганствеС хулиганством можно бороться только сообща — вот проблема, над которой размышляет автор. В. Распутин с возмущением рассказывает о случае в трамвае, когда хулиганы, не желая оплатить проезд, начали издеваться над кондуктором, а потом и пассажирами. С гордостью автор повествует, как все мужчины, находившиеся в салоне, дали отпор наглым молодым людям, которые, почувствовав силу, быстро ... Читать далее...
- Черта характера. О хвастливостиОсуждение хвастливости — вот проблема, которую поднимает В. Солоухин в тексте. Автор, рассказывая о поведении своего товарища на литературном совете, осуждает в его лице всех хвастунов. В. Солоухин считает, что «.как человек не может сам поднять себя, так не может человек и похвалить себя». По глубокому убеждению публициста, всякая попытка человека хвалить себя роняет его ... Читать далее...
- Черта характера. Современно ли быть сегодня честным?Современно ли быть сегодня честным — вот проблема, над которой размышляет Ф. Соколова. Автор с сожалением пишет о том, что отношения в современном обществе основаны на взаимной выгоде, а нравственные принципы и устои, к которым и относится честь, не соответствуют сегодняшнему устройству мира. Быть добрыми, мягкими и честными, значит, быть «беспомощными белыми воронами среди ястребов, ... Читать далее...
- Черта характера. Проблема ханжества в современном обществеПроблема ханжества в современном обществе — вот вопрос, над которым размышляет И. К. Серков. Писатель считает, что человек-ханжа как в средние века, так и в современном обществе под красивыми, благими словами, пытается скрыть свой характер и свои дела. И. К. Серков уверен, что ханжество — человеческий порок, отличающийся недоверием к окружающим, подозрительностью, стремлением манипулировать другими ... Читать далее...
- Черта характера. Проблема предательстваПовествование основано на конкретном случае из жизни. Двое мальчишек отправились на рыбалку, и один из них поранил ногу. Сергей восемь километров тащил друга на спине. В те минуты обостренного братства раненый признался Сереге о самом сокровенном: о своей любви к однокласснице. На этом повествование о благородстве и мужской дружбе в рассказе заканчивается, потому что на ... Читать далее...
- Черта характера. Нужно ли быть стойким в трудные минуты жизни?Нужно ли быть стойким в трудные минуты жизни — вот проблема, над которой рассуждает А. Платонов. Автор с уважением и симпатией повествует нам о тяжелой жизни маленького цветка, который буквально сражался за то, чтобы выжить. Ни каменистая почва, породившая его, ни суровый ветер, ни отсутствие воды — ничто не смогло сломить упрямое растение. Мучения его ... Читать далее...
- Черта характера. О двуличии и малодушииПредложенный для анализа текст Ю. В. Бондарева посвящен проблеме двуличия и малодушия. Автор размышляет над поставленным вопросом на примере эпизода из жизни главного героя, который, вспоминая встречу с профессором, не выдающимся ни умом, ни талантом, но делающим стремительную карьеру, винит себя в подобострастии, в том, что поддался искушению говорить «приятно-льстивые фразы», «улыбаться сахарнейшей улыбкой». Обращая ... Читать далее...
- Черта характера. Проблема самовоспитания«Человек делает себя таким, каким он хочет быть», — вот проблема, над которой размышляет Л. Серова, тем самым рассматривая вопрос самообразования и самовоспитания. Этому вопросу уделяли внимание видные русские писатели, философы, педагоги. Н. А. Рубакин, библиограф и писатель, писал: «Без собственных усилий никто никогда своей цели не добивается». Поставленная автором текста общественно значимая проблема актуальна ... Читать далее...
- Черта характера. О стойкости русской женщиныЧто способна вынести русская женщина — вот проблема, над которой размышляет В. Астафьев. Данный вопрос автор раскрывает на примере случая из жизни. Когда-то он на войне смотрел фильм и поражался мастерству актрисы, сыгравшей роль женщины, у которой немцы убили сына. А потом судьба распорядилась так, что он встретился с ней и узнал о том, что ... Читать далее...
- Милосердие. Противостояние добра и злаПротивостояние добра и зла — вот проблема, над которой размышляет Е. Сикирич. Автор, раздумывая над вопросом борьбы добра и зла в душе каждого человека, в пример приводит притчу о двух волках, олицетворяющих эти человеческие качества. Е. Сикирич говорит, что каждый из нас сам выбирает, какого «волка» в себе он будет «кормить», но необходимо помнить предостережение ... Читать далее...
- Милосердие. Борьба добра и зла в душе человекаБорьба добра и зла в душе человека — вот проблема, над которой размышляет Е. Сикирич. Е. Сикирич рассказывает о разговоре старого индейца с внуком о добре и зле. Дед образно сравнивает эти важнейшие нравственные категории с двумя волками, которые борются в душе каждого человека. Один из них ассоциируется у него с низкими и подлыми человеческими ... Читать далее...
- Основная черта творчества АксаковаИскусство его не аналитично. Даже когда он анализирует себя, как в Детских годах, его анализ объективен. Его не тревожат никакие активные желания, кроме, разве что, желания вновь обрести потерянное время — «Retrouver le temps perdu». Прустовская фраза здесь уместна, потому что чувствительность Аксакова, как ни странно, поразительно напоминает чувствительность французского романиста; разница в том, что ... Читать далее...
- На тему: Помогает ли человеку книга лучше понять себя в комедии Горе от ума ГрибоедовПомогает ли человеку книга лучше понять себя «Чтение — вот лучшее учение» — говорил еще Александр Сергеевич Пушкин. Литература помогает человеку узнать что-то новое, интересное, расширить свой кругозор, решить какие-то свои проблемы, а самое главное, познать себя. Книги, которые до нас дошли из далеких времен являются отражением всего жизненного опыта прошлых поколений. Многие из них ... Читать далее...
- Что нужно сделать для того, чтобы человек никогда не чувствовал себя униженным и оскорбленным?Что нужно сделать для того, чтобы человек никогда не чувствовал себя униженным и оскорбленным? Вот вопрос, над которым рассуждает автор. В данном тексте В. Тимофеев, рассуждая на тему «Кто виноват» в том, что в огромной богатой стране «большая часть населения прозябает в бедности», с возмущением говорит о простом народе, который на просторах огромной России из-за ... Читать далее...
- Нужно ли человеку напрягаться и «испытывать себя на прочность»?Нужно ли человеку напрягаться и «испытывать себя на прочность»? Над этим вопросом размышляет А. Яблоков в предложенном для анализа тексте. Раскрывая данную проблему, автор говорит о том, что некоторые «нынешние подростки» не ставят себе великих целей, довольствуются скромными планами, удовлетворяются чем-то очень малым, что не требует усилий. С сожалением А. Яблоков констатирует, что приходит время, ... Читать далее...
- Как сделать так, чтобы человек в своей стране не чувствовал себя униженным и оскорбленным?Как сделать так, чтобы человек в своей стране не чувствовал себя униженным и оскорбленным, — вот вопрос, над которым рассуждает автор. В. Тимофеев, размышляя над чисто русской проблемой «Кто виноват?», заданной еще А. Герценом и очень популярной у современных политиков, считает, что ответить на этот вечный вопрос не так уж и сложно. Достаточно всем чиновникам ... Читать далее...
- Побеждает в этой жизни тот, кто победил сам себяВысказывание, которое применимо ко многим людям. Действительно, чтобы преодолеть какие-либо трудности, одержать над ними победу, нужно сначала одолеть свои: страх, сомнение, лень — качества самого человека, стоящие между ним и его главной целью, победой. Но что такое победа? Победа — успех в сражении, соревновании, споре между двух или более противоборствующих сил, то есть — это ... Читать далее...
- Образ черта в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть»Вопрос о традициях, с которыми связана повесть Н. В. Гоголя «Страшная месть», неоднократно поднимался в исследовательской литературе. Однако источники этого произведения искали главным образом в малороссийском фольклоре и в немецком романтизме. Так, В. И. Шенрок пишет, что Н. В. Гоголь использует народные эпические приемы, «настраивая свое повествование на песенный лад во вкусе народных дум и ... Читать далее...
- На тему: Можно ли преодолеть самого себя в пьесе На дне, ГорькийМожно ли преодолеть самого себя Социально-философская драма М. Горького «На дне» была написана в 1901 году и сразу же заняла достойную нишу в списке русской классики. Более тысячи раз ее ставили на сцене МХТ, и всегда она проходила с успехом. Место действия пьесы — ночлежный дом Костылевых, а главные действующие лица — его постояльцы. Каждый ... Читать далее...
- Человек, который победил себя?! Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек»Много ли нужно человеку, чтобы быть счастливым, чтобы прожить жизнь не грязно и оставить после себя доброе упоминание потомкам? По-разному ответили бы на эти вопросы герои Оноре де Бальзака, писателя, который считал, что психология и жизненные взгляды человека формируют социальную среду. Так, холодный и скупой человек Гобсек герой одноименной повести, с молодости был человеком жизнелюбивым, ... Читать далее...
- Когда человек ощущает себя частью природы?Когда человек ощущает себя частью природы — вот вопрос, поставленный А. Кузьминым в тексте. Герою автора довелось » поездить по стране, побывать-порыбачить на самых крупных ее реках и озерах». Познал он, что и » широка Волга, полноводна Обь, величествен Енисей, суров Байкал.» Но с чувством восхищения описывает рассказчик небольшую речку, которая бежит в таежном лесу ... Читать далее...
Черта характера. Воспитай себя сам