Черты национального характера героев романа «Маруся Чурай» Лины Костенко

Роман «Маруся Чурай» Лины Костенко — яркое явление современной украинской литературы. Положив в его основу балладу «Ой не ходи, Григорий» и связанную с ней легенду о сочинительнице песен Марусе Чураевне, Лина Костенко, однако, не ограничилась показом только личной жизни своей героини, а искусно вплела ее в бурные социально-политические события украинской истории периода Освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого. Поэтому, вполне естественно, что всеобъемлющий образ, который подчиняет себе другие, отблеск

которого пронизывает каждую строку произведения и фразу любого персонажа, — это историческая Украина, которая поднялась на священную войну за свои права, государственность и независимость. Основные события романа происходят в Полтаве — славном полковом городе.

Городское казачество, представленное в произведении, запорожцы, действующие вместе с ним, — ярые патриоты, они защищают свою землю от вражеских нашествий, считая честью умереть славной казацкой смертью, т. е. в битве.

У них много общих черт: отчаянная храбрость, преданность казацкой присяге, духовное благородство, верность побратимству, но

каждый из них — это яркая индивидуализированная фигура. Вот седовласый полковник Пушкарь, отец полтавского казачества — еще не старый. И славу имел, и силу.

О нем потом думу сочинят. Закаленный в боях и походах, он сохранил рассудительность ума и душевную гуманность. Когда судьи на упорное молчание Маруси решили подвергнуть ее пыткам, его слово было решающим: » Закон есть суть, твердая его основа.

Для того он и велен судам Но это как хотите, господа, а на пытки согласия я не дам!».

Иван Искра — полковой обозный, сын Остряницы Якова, казацкого гетмана, привыкший к испытаниям и сражениям. Как только заиграли снова трубы в поход, пахнуло громом среди Тясьмин-реки, Иван сразу откликается на зов гетмана, он в первых рядах, под хоругвями. Для него долг — прежде всего и святое. Прощаясь с Марусей, он говорит:

«И снова земля кипит в борьбе. И снова я принадлежу не себе».

Этот грозный воин, всей душой любя Марусю, понимает отношение девушки к Григорию Бобренко. Его культура, душевное благородство высказывают себя в каждом движении его души, в каждом поступке. Маруся для Искры — не просто девушка, которая ошиблась, Маруся для него символ Украины, ее песня, ее поэтическое существо. На суде взволнованно и решающе звучит его слово: » Я прошу, люди, выслушать меня.

Много слов страшных здесь наговорено. Никто не говорил о главном… Я, может, сумасшедшим здесь кажусь.

Мы с вами люди разных ценностей. Эта девушка не просто так, Маруся. Это — голос наш. Это песня. Это — душа!

Когда в поход выходили — ее песнями плакала Полтава. Что нам было нужно на войне? Сабли, знамена и ее песни».

Другую черту казачества оттеняет ЛеськоЧеркес — справедливая, отчаянная душа, он с презрением относится к судейским: «Вы, канцелюги, в чернилах пальцы, бумажное отродье… в походах не бывавшие». Горячий и решительный, он саблей рубит судейский стол. Носителем справедливости, большим государственным мужем, разум которого уравновешивает все народные проблемы, страдания и борения, проходит в произведении великий гетман Богдан Хмельницкий.

По его приказу поднимается Украина: «Богдан поднял казачество за свободу, Универсал прислал в полки».

Именно воля и мудрость гетмана решили судьбу Маруси Чурай. Глубокомысленными являются слова его универсала, который он направил в суд Полтавы. «Чурай Маруся виновата в одном: совершила преступление в отчаянии страшном. Совершив зло, она не является преступницей, так как только измена есть тому причина, ее песни — как жемчужины многоценные, как сокровище среди земных сует».

Воплощением поэтического духа Украины стал Маруси Чурай — образ, окутанный трагедией любви, максимализмом пережитых чувств, высоким страданием тонкой, талантливой души. Григорий Бобренко, ее возлюбленный, выпил напиток, который она приготовила себе. И уже ни суд, ни споры на нем, ни палач, ни смерть не могут нарушить ее страшного молчания. Она вся оцепенела, внутренне, мысленно уже перейдя границу жизни, хочет решить последнюю проблему для себя: ведь дело не в том — женился, не женился, пришел, ушел, забыл или не забыл.

А в том дело, когда это он изменился? Или он такой всегда был?

Глубоко раскрыты переживания Маруси, которая должна быть наказана «на горле», на виселице, в третьем разделе «Исповедь». Освобожденная Маруся идет на богомолье в киевскую Лавру. Путешествие по разоренной Украине, которая страдает в непосильном народном горе, раскрывают глаза девушке на истинные ценности жизни, духовно возрождают ее.

Так легенда о личной трагедии сочинительницы песен осмыслена поэтессой по-новому, в слиянии с судьбой всего народа, страны. Это поднимает ее образ до высот: «Победы наши, муки и руины бессмертные будут в ее словах. Она была как голос Украины, который клокотал в наших знаменах!»




Черты национального характера героев романа «Маруся Чурай» Лины Костенко