Чехов: творческий процесс

Вл. И. Немирович-Данченко, знаменитый режиссер, писал, что у Чехова было много свободного времени, «которое он про­водил как-то впустую, скучал».

Труд писателя за столом — это лишь айсберг, вершина того труда, который совершается в душе, в сознании писателя. Многие авторы — и Чехов относился именно к ним — выстраивали все произведение в уме, за столом они лишь записывали то, что сло­жилось в результате многочасовых размышлений. Такая работа писателя — как тектонические процессы в глубинах Земли: на поверхности кажется, что ничего

не происходит, а внутри кипит лава.

Критик Потапенко писал о непрерывной «подсознательной творческой работе» у Чехова, он более справедлив в своих на­блюдениях.

Со стороны часто кажется, что человек, обдумывающий но­вую мысль, ничего не делает, просто скучает, но результаты внутренней работы проявляются в момент, когда сложившееся произведение запечатлевается на бумаге. Другое дело, что есть люди, которые симулируют внутреннюю работу, но их можно легко узнать по отсутствию результатов.

Долгий процесс осмысления впечатлений жизни подтвер­ждают слова Чехова в письме Батюшкову: «Мне нужно, чтобы

память моя процедила сюжет и чтобы на ней, как на фильтре, ос­талось только то, что важно и типично». Чехов умел уловить про­явление типичного в частностях и через эти частности полнее выявить общее. Время помогало ему показать особенности жизни более выпукло.

Если Толстой или, например, Бунин многократно переписы­вали, изменяли, вносили правки в свои произведения, то Чехов менял очень немногое. Делал он это на последнем этапе, когда из типографии уже приходила корректура произведения в том виде, в каком она будет помещена в журнале или книге.

Многим писателям взгляд на свой текст, набранный типо­графским способом, помогает увидеть его по-новому, заметить то, что раньше не казалось важным. И на этом последнем эта­пе, уже перед отправкой рукописи в печать, Чехов вносил по­следние поправки: исправлял произведение «с музыкальной стороны».




Чехов: творческий процесс