Читая стихи Шарля Бодлера

Шарль Бодлер — поэт, который не нашел понимания и признания у современников. Читатели считали его опасным богохульником, полусумасшедшим. Лишь некоторые деятели искусства видели в Бодлере великого поэта.

Судьба подарила ему только 46 лет, но он навсегда вошел в элиту мировой классики. Литературную судьбу поэта определила его единственный поэтический сборник «Цветы зла», замысел которой созрел у Бодлера в 25-летнем возрасте. Он создавался на протяжении всей жизни и вобрал все лучшее из его поэтического наследия.

В этом плане он

похож на «Листья травы» Уитмен или «Кобзаря» Тараса Шевченко. «Цветы зла» — цельное произведение, где все части и отдельные стихи органично связаны.

Поэзия Шарля Бодлера довольно противоречива. Во всех стихах сборника «Цветы зла» противопоставляются Добро и Зло. Бодлеровское добро — это жажда слиться с вечным и бесконечным миром — жажда, которая может быть удовлетворена только телесными средствами.

Сатана, есть зло, выступает как воплощенный голос плоти, но этот голос тоска по невозможности. Два противоположных полюса — Добро и Зло, дух и плоть, Бог и Сатана — начинают превращаться

друг в друга.

Или Бог, или Сатана, или нежный Херувим,

Чтоб только тяготы жизни,

О Властительница вдохновенная,

Сделала легче ты, А вселенная — менее гадкая!

Именно эти строки из стихотворения «Гимн красоте» утверждают мнение, что Добро и Зло в равной степени могут быть источником прекрасного.

Красота в стихах Бодлера показана то в образе женщины, которой грусть добавляет очарования, то в образе статуи, невозмутимой и непоколебимой, в груди которой разбивается каждый, кто пытается постичь ее тайну. Поэту неизвестно происхождение красоты и, возможно, она сошла с небес, а может, поднялась из морской пучины. Но именно красота, какого бы происхождения она ни была, делает мир ближе, а удары судьбы слабее. Красота отождествляется с беспредельностью.

По Бодлеру, наиболее полное свое воплощение она находит в поэзии, потому что именно поэзия — привилегированный путь в рай.

Мне наиболее понравился бодлеровский «Альбатрос», написанный в 1841 году во время путешествия на острова Репоньон и Маврикий. В первых строках автор рассказывает, как матросы ради развлечения ловят величественных альбатросов, «что любят пролетать следами кораблей». Альбатрос — величественная птица, обладатель морских пространств, сопровождающая корабли. На палубе он выглядит очень беспомощной птицей:

На палубу несут ясных высот владыку,

И грустно тянет он укрощенное крыло,

Что утратило свою былую мощь большую,

Как среди буйных вод обломают весло.

Автору жаль птицу, свою боль и печаль он передает в подчеркивании величия этого обладателя пространств. Раненый альбатрос не может противостоять толпе моряков, он не может взлететь в воздух, крылья его разбиты, у него нет будущего. Постепенно этот образ приобретает символ образа самого поэта и его судьбы в человеческом водовороте жизни.

Шарль Бодлер не находит понимания среди людей и поэтому не может взлететь мнением, а «волочит… крылья гиганта по земле».

Но, как в тюрьме, в толпе неистовой

Он крылья гиганта волочит по земле.

С образом этой птицы связано все возвышенное, то, что в центре внимания, автор увлекается им и выражает ему сочувствие. В плену альбатрос становится бессильным и смешным, потому что он — жертва насилия. В этом стихотворении Шарль Бодлер противопоставляет высокое и низкое, небесное и земное, в нем изложены горькие размышления автора о трагической судьбе поэта в современном ему обществе. Очень интересное, на мой взгляд, стихотворение Бодлера «Авель и Каин», написанное после революционных событий 1848 года, стихотворение с прямым призывом к бунту. Поэт участвовал в Баррикадных боях, но руководствовался эмоциональными импульсами, а не политическим мировоззрением.

Опираясь на библейскую легенду, Бодлер создает своеобразное ее продолжение, по-своему трактует он историю рода Авеля и Каина, на котором лежит клеймо проклятия. Род Каина в стихотворении символизирует; бунт, который должен «сбросить Господа с небес». По моему мнению, у Бодлера Зло — это почти единственная и главная тема творчества, но он, как никто до него, построил на этой теме блестящую, яркую и самобытную поэзию.

Книга «Цветы зла» сделала Бодлера известным, но не принесла литературного признания. Мне нравится глубокая философская поэзия Шарля Бодлера. Интересная образная система его стихов привлекает, заинтересовывает, но воспринять их так, как, например, как лирические стихи Поля Верлена, мне трудно.

Читая поэзию Шарля Бодлера, мы во многих стихах ощущаем глубокую грусть, он часто окутывал душу одинокого художника, который все равно мечтал о светлом и прекрасном в своей жизни. Но и романтическая мечта так и остались для него недосягаемой… По словам Александра Блока, своей поэзией он убеждал, что и, «находясь в аду, можно грезить о снежно-белых вершинах».




Читая стихи Шарля Бодлера