«Читая стихи» Стихотворения Заболоцкий Н. А
«Читая стихи» Живопись — это поэзия, которую видят,
А поэзия — живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи
Русский язык — это язык нашего народа, богатый, гибкий, образный и живописный. Его пополняли и совершенствовали своим творчеством настоящие художники слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский. Н. А. Заболоцкий — известный русский поэт двадцатого века.
Его тоже по праву можно назвать мастером слова. В своих произведениях Заболоцкий оттачивает каждую фразу, каждый художественный образ. Он считал,
Поэт мысли, поэт философских раздумий и классической завершенности стиха — таким вошел Заболоцкий в нашу литературу.
Какой должна быть настоящая поэзия — этой теме посвящено стихотворение «Читая стихи», написанное в 1948 году. В нем Заболоцкий размышляет о том, насколько человек должен владеть искусством слова, чтобы считаться настоящим мастером.
Стихотворение можно разделить на две части. В первой Заболоцкий иронизирует
Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти не похожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
Почти в каждом слове в этой строфе скрыта авторская усмешка. Ему «забавно» читать стихи людей, возомнивших себя поэтами. Не случайно автор использует слово «стих» с явным разговорным, пренебрежительным оттенком, причем во второй части Заболоцкий употребляет слово «поэзия». В этом стихотворении эти слова — антонимы.
Стих — бессмысленное словотворчество, а поэзия — настоящее искусство. Авторская ирония слышна в каждом слове первой части: «бормотанье» несопоставимо с «совершенством», а «скомканная речь» с «изощренностью». Но разве можно настоящее искусство считать «бессмыслицей»?
Конечно же, нет. И поэтому так убедительно звучат в конце первой части риторические вопросы:
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Автор считает несовершенные стихи лишь пустой «забавой», ненужным словотворчеством, «щебетаньем щегла».А настоящее «русское слово» — это поэзия Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина. Это великий язык великой нации. Ответ на эти вопросы звучит во второй части стихотворения.
Вторая часть противопоставлена первой. Пренебрежительное «стих» Заболоцкий заменяет высоким и емким словом «поэзия». Поэзия, с точки зрения автора, — это искусство слова, и прежде чем объявить себя поэтом, необходимо в совершенстве овладеть этим искусством.
Для этого недостаточно лишь таланта, необходимы и специальные знания. В последнем четверостишии звучит идея стихотворения:
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Родной язык для Заболоцкого похож на живое существо, он называет его «животворящим», «полным разума». Научиться владеть им в совершенстве — такую задачу ставит автор перед начинающими поэтами. Именно тогда они станут настоящими мастерами слова.
Стихотворение интересно и с лексической точки зрения. Разговорная лексика придает оттенок иронии, скрытой смешки. Таких слов особенно много в первой части: «стих», «бормотанье», «бессмыслица», «скомканной», «щебетанье» и т. д. Высокие слова, употребляясь рядом с разговорными, подчеркивают иронию.
А во второй части высокая лексика придает стихотворению оттенок торжественности, помогает ярче выразить основную мысль. Здесь мы встретим такие слова: «преграды», «верует», «животворящий», «полный разума».
Стихотворение написано трехсложным размером — четырехстопным анапестом, что придает ему особое, мелодичное звучание. Строфа — четырехстишья, перекрестная рифмовка и чередование безударных и ударных окончаний — признаки классического стихосложения. Я думаю, что такая форма выбрана не случайно.
Цель поэта: показать начинающим литераторам, как необходимо работать над стихами. В некоторых строках, для придания большей образности, Заболоцкий использует аллитерацию. Например: «бормотанье сверчка и ребенка» — повторяется звук «р», «щебетанье щегла» — звук «щ», в последнем четверостишии много шипящих «ж», «щ» и свистящих «з», «с».
Фонетическое оформление делает стихи Заболоцкого еще более образными.
Мне нравятся стихи Заболоцкого, потому что они очень мелодичны, и в каждом из них — свой подтекст, глубокий смысл. Я думаю, что идея этого стихотворения очень актуальная для нашего времени. «Великий и могучий» русский язык засоряют жаргонизмы, просторечия, иностранные слова. Такую речь мы слышим из уст телевизионных журналистов, встречаем на страницах газет и журналов. Но такой «язык» не образец для подражания.
И поэтому намного полезнее читать классику, чтобы научиться всему богатству русского языка.
«Читая стихи» Стихотворения Заболоцкий Н. А