Что было «страшно вымолвить» Кирсанову в ответ на признание Базарова о том, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание»?

Приступая к формированию концепции сочинения, вспомните в ка­ком контексте появляется признание Базарова о том, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание». Павел Петрович задает вопрос: «Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…» — Все,- с невыразимым спокойствием повторил Базаров».

Отметьте, что И. С. Тургенев по цензурным обстоятельствам оставляет за пределами романа предмет отрицания, ограничиваясь обобщающим сло­вом «все». Однако читатель, активно интересующийся социальными вопро­сами,

понимает, что в это «все» входит и отрицание существующей действи­тельности, и политической системы, религии и даже человеческих чувств.

Взяв за основу высказанный ранее тезис, докажите, что под отрица­нием автор имеет в виду нигилизм как одну из самых злободневных, об­щественно значимых проблем своего времени.

Определяя объем и содержание понятия «нигилизм» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», вспомните, что нигилистический способ мышления закономерно возникает в условиях переходного периода раз­вития общества и имеет три смысловых уровня. Он проявляется как смена представлений о мире,

как трансформация фундаментальных ценностей прежней культуры, как замена эволюционных методов решения социо­культурных проблем революционными.

Развивая свою мысль, отметьте, что нигилизм предполагает созна­тельное отрицание господствующих ценностей во имя блага человече­ства, смешение в мировоззрении и деятельности человека добра и зла, сомнение в господствующих ценностях и смыслах форм бытия; сведение сложного к простому.

Покажите, что этот способ мышления формирует собственный цен­ностный строй, нормы, стандарты поведения нигилистов. Обратите вни­мание на то, что в основе нигилистических настроений современники И. С. Тургенева видели банкротство, несостоятельность социально-эко­номического и политического строя самодержавной России.

В заключении сделайте вывод о том, что Павла Петровича пугает свойственное Базарову отсутствие духовной связи с обществом, тен­денция к распространению нигилистического отношения на все формы общественной жизни, провозглашение бездуховности, идея разрушения прошлого, разрыв с традиционной системой ценностей, образования, воспитания, борьба за индивидуальность, готовность «место расчистить» для последующих революционных изменений.




Что было «страшно вымолвить» Кирсанову в ответ на признание Базарова о том, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание»?