Что дает основание отнести стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» к философской лирике?

Стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» является философским, потому как в нем поэт поднимает важную, волнующую его тему жизни и смерти. Лирический герой, находясь на пороге старости, охваченный «увяданья золотом», размышляет о пройденном им жизненном пути, сожалея об утраченной свежести, молодости, которая прошла, «как с белых яблонь дым». Ему грустно оттого, что «тронутое холодком» сердце уже не будет биться так страстно и пламенно, как раньше, но герой знает, что все мы в мире «тленны» и конец неизбежен,

потому и благодарит судьбу просто за то, что пришло время «процвесть и умереть».

Таким образом, поднятая в стихотворении С. Есенина вечная тема жизни и смерти позволяет отнести его к философской лирике.

В обоих стихотворениях звучит мотив осени жизни, увядания и предчувствия конца. Зрелость как осень жизни — традиционная в русской поэзии метафора, однако у Есенина она получает особый смысл — делает акцент на сопричастности человеческой жизни природному, «растительному» циклу. Антитеза «юность — зрелость» «расцвет — увядание». прослеживается и на уровне зримых, конкретных образов

юность — «с белых яблонь дым», «души сиреневая цветь»; зрелость и старость — «увяданья золото», дерево, которое «роняет тихо листья». . Такой параллелизм между жизненной порой человека и состоянием природы подчеркивает, что они существуют по единым законам.

Увядает человек, увядает дерево, но мир живет, и все повторится вновь.




Что дает основание отнести стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» к философской лирике?