Что известно о прототипах пьесы Горького «На дне»?
Что известно о прототипах пьесы М. Горького «На дне»?
Действующие лица пьесы Горького — босяки. В конце XIX — начале XX в. босячество было крупным социальным явлением. Только в Нижнем Новгороде в 1901 г. было зарегистрировано 4 тысячи босяков.
По словам А. М. Горького, он наблюдал за людьми, ставшими прототипами персонажей пьесы «На дне» в Нижнем, на Миллионной, среди «золотой роты». Прототипом Сатина был босяк, пострадавший из-за любви и заботы о сестре, которая была замужем за почтовым чиновником, растратившим казенные деньги.
Вернувшись, он ходил по Нижнему Новгороду с протянутой рукой и на французском языке просил милостыню. Барон Бухгольц — спившийся босяк, попавший в нижегородскую ночлежку. Мемуаристы Горького легко узнают пьяницу-актера Соколовского в Бароне и Актере. Писатель даже просил М. П. Дмитриева сделать снимок с актера Соколовского. «Когда я писал Бубнова, я видел перед собой,- рассказывал Горький,
В Нижнем Новгороде, находящемся на пересечении наземных и водных путей, всегда было очень много странников. Видел их Горький и в других местах.
16 декабря 1902 г. состоялась генеральная репетиция пьесы «На дне» в МХТе, на которой присутствовал А. М. Горький. «Сейчас пришел с генеральной, — сообщал он К. П. Пятницкому. — Настя, Барон, Сатин, Бубнов, Лука, Городовой-прекрасно. Остальные не очень прекрасно.
Очень тяжелая пьеса». 18 декабря 1902 г. состоялся первый спектакль «На дне» в МХТе. Роли исполняли: Лука — Н. М.
Москвин, Сатин -: К. С. Станиславский, Актер — И. А. Тихомиров, Барон — В. И.
Качалов, Клещ — В. А. Громов, Пепел — А. П. Харламов, Татарин — А. Л.
Вишневский, Бубнов — В. В. Лужский, Наташа -: М. Ф. Андреева, Настя — О. Л. Книппер.
Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом. Публика начала вызывать автора уже после первого акта. По окончании пьесы овации приняли небывалые размеры: весь театр вызывал автора более 15 раз. 21 декабря Горький писал Пятницкому: «Успех пьесы — исключительный, я ничего подобного не ожидал…
Владимир Иванович Немирович-Данченко — так хорошо растолковал пьесу, так хорошо разработал ее — что не пропадает ни одного слова. Игра — поразительна!»
Еще до постановки Горький получил письмо от А. П. Чехова, который отзывался о пьесе: «Она нова и несомненно хороша. Второй акт очень хорош, это самый лучший, самый сильный, и я, когда читал его, особенно конец, то чуть не подпрыгивал от удовольствия». 10 февраля театральный деятель и литератор Л. А.
Сулержицкий писал Горькому: «…получил я «На дне»… Удивительная это, братец ты мой, вещь. Читал я вслух и восхищался… Ничего подобного еще театр не видел. Ново, сильно, смело, краска яркая, горячая, талант, что называется, брызжет из каждой строчки…».
Постановка пьесы вызвала лавину восторженных отзывов, в частности ее высоко оценили Ф. И. Шаляпин, художник М. В. Нестеров. Шаляпин сказал в интервью журналисту «С.-Петербургских ведомостей»: «Я нахожу, что по красоте языка и по глубине содержания «На дне» напоминает «Снегурочку» Островского… что за удивительные, живые типы в этой пьесе!..»
Почти все критические отзывы о пьесе «На дне» были положительными. Однако некоторые критики считали, что в драме нет ничего нового, к тому же она будничная, растянутая, а действующие лица — «пропившиеся, оборванные субъекты». Конфликт пьесы тоже вызвал разногласия: одни видели его в противоречивости характеров и «общей психологической слабости, душевной неуравновешенности», другие — в антигуманных социально-экономических отношениях, слова Сатина зачастую воспринимались ими как сигнал к восстанию.
Были выступления и демонстрации, возникавшие в связи с постановкой драмы, например в Нижнем Новгороде» Петрограде и других городах.
Над пьесой Горький стал работать в декабре 1900 г. Первоначальное название — «Без солнца» — отражало иной по сравнению с окончательным замысел, об этом Горький писал К. С. Станиславскому: «Мне хочется солнышка пустить на сцену, веселого солнышка, русского эдакого — не очень яркого, но любящего все, все обнимающего». Весной 1902 г. определяется основная идея пьесы, изменяется и название — «На дне жизни». Л. Н. Андреев в письме критику Н. К.
Михайловскому упоминает, со слов Горького, еще один вариант заглавия — «В ночлежном доме». При сравнении этих вариантов заметна тенденция ко все более широкому обобщению, символизации. Это не только дно в социальном, но и в нравственном, духовном смысле: не востребованы обществом ни профессия, ни образование, судьбы героев, их личности оказываются исковерканы, поруганы.
Что известно о прототипах пьесы Горького «На дне»?