Что мне нравится в современной русской поэзии

Н. К. Старшинов, поэт и фольклорист, в своем творчестве воплотил те художественные принципы, которые свойственны народной поэзии. На идейно-тематическом уровне это любовь к миру, к человеку, «братьям нашим меньшим», на художественном — песенные интонации, мелодичность, использование точной рифмы, разных видов рифмовки, обогащающих ритмический рисунок стиха. Он также много писал о войне: Сушь — в залитом солнцем овраге.

Сухота в раскаленном рту. Пить хочу! И ни капли во фляге. Жить хочу! И невмоготу.

Ни ребят и ни санитара. Но ползу

я, пока живу…

Некоторые стихотворения его оказались столь мелодичными, что были положены на музыку: Я был когда-то ротным Запевалой, В давным-давно прошедшие Года… Такие стихотворения характеризуют исповедальность, автобиографичность:

И вдруг наш старшина на всю округу Как гаркнет: — Эй, Старшинов, запевай!

Лирический герой имеет не только ту же судьбу — то же имя, что и поэт, — это помогает читателю почувствовать трудности солдатского пути, увидеть «в лицах» военные будни — увидеть, и навсегда запомнить, и уже никогда не быть Иваном, не помнящим родства! Интересен и цикл произведений,

где главными героями становятся животные и птицы. Они все имеют человеческое сердце, ведут себя так же, как человек. Щуренок «лелеет лишь одну мечту»:

«Всем вам покажу я, погодите, Только вот немного подрасту! …А того усатого налима, Что отгрыз мой хвост, меня ловя, Разыщу я и неумолимо Проглочу, как жалкого червя!»

По-видимому, проблема «отцов» и «детей» существует и в мире щук… В другом стихотворении — «Ерш» — «малыш»-ершик, с «колючками», с «глазами всегда на страже», получает душу! А в произведении «Некогда, растерянный и жалкий…» галка, глупая, со «светло-голубым и наглым взором», важная и самодовольная, помогает герою справиться с бедой:

По ногам меня стегают лозы, Хлещут по лицу и по плечу, И никак не просыхают слезы. Ну а я бегу и хохочу…

Безусловно, увлечение фольклором сказалось в творчестве Н. Старшинова.

К. Я. Ваншенкин — поэт, чьи стихи столь музыкальны, что многие из них стали народными песнями. Он тяготеет к новеллистичности, сюжетной замкнутости эпизода, стремится к единству жанровой формы и содержания: «Его короткие стихотворения могут быть соотнесены с лирическими миниатюрами прозаиков: «затесями», «камешками на ладонях», «мгновениями»… В них можно обнаружить все элементы эпической структуры: экспозицию, данную двумя-тремя скупыми штрихами, завязку, развитие событий, доводящее до кульминационного момента, наконец, развязку»5 . Так выстроено, например, стихотворение «Мальчишка»:

Он был грозою нашего района, Мальчишка из соседнего двора… В густом саду устраивал засады, Играя там с ребятами в войну. И как-то раз увидел он из сада Девчонку незнакомую одну… кульминация:

Сейчас мелькнут разбросанные книжки — Не зря ж его боятся, как огня… И вдруг она сказала: — Там мальчишки… Ты проводи, пожалуйста, меня… развязка:

…Легли на землю солнечные пятна. Ушел с девчонкой рядом командир.

Завершается стихотворение выводом, который придает произведению философскую глубину, показывает вечное, непреходящее торжество жизни:

И подчиненным было непонятно, Что это он из детства уходил.

Некоторые стихотворения становятся лирическим комментарием, словно бы мимолетно брошенным взглядом, заметками о том, что видит автор. Таковы «Осы», «Сверчок», «Расставание», «Я вздрогнул: одноногий паренек…»:

Я вздрогнул: одноногий паренек Стоял внизу — уверенный и ловкий, На валенке единственном — конек, Прикрученный растрепанной веревкой… Свободно оттолкнулся костылем И покатил, повитый снежным дымом… Я проходил.

Я тоже сделал вид, Что каждый день встречается такое.

«Репортажный» стиль повествования подчеркивает искренность автора, его объективность, помогает передать сиюминутность, единственность, конкретность этого переживания — и в то же время типичность, вневременные его границы.




Что мне нравится в современной русской поэзии