Что можно сказать о первых произведениях Мандельштама?
Интерес Мандельштама к литературе проявился уже в годы его учебы в петербургском Тенишевском училище и был поддержан преподавателем-словесником В. В. Гиппиусом, оказавшим на будущего поэта большое влияние. Первые стихотворения написаны Мандельштамом в 1908 г. и напечатаны в альманахе «Аполлон» в 1909 г. К этому времени относится знакомство Мандельштама с И. С. Гумилевым, В. Ивановым и другими литераторами. В 1910 г. Мандельштам вступает в «Цех поэтов».
В 1911 г. он поступил на романо-германское отделение историко-филологического факультета
В 1913 г. вышла первая книга стихов Мандельштама, изданная им на собственные деньги. В 1916 г. она была издана в значительно дополненном виде. Так началась его профессиональная литературная деятельность.
Первая книга Мандельштама «Камень» была благожелательно встречена критикой. Поэт становится адептом литературного течения, известного под названием акмеизм. В статье «Утро акмеизма» он опирался в основном на свой поэтический опыт и художественные искания.
Основа этого манифеста — восторженное приятие мира;
Для поэзии Мандельштама характерно «ясное» изображение предметов и их деталей, чувств и эмоций. Мандельштам использует слова в их изначальном, «простом» смысле, в отличие от футуристов, стремившихся к усложнению и расширению круга понятий, обозначенных одним словом: акмеисты, приверженцем которых явился Мандельштам, «с презрением отбрасывают бирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово», «логос такая же прекрасная форма…» . Но в его поэзии встречаются и неологизмы: «остроласковый лавр», «светоговорильня», «черноречивое молчанье», «душемутитель» и др.
В статье «О природе слова» Мандельштам писал: «Для российской поэтической судьбы глубокие пленительные глюковские тайны не в санскрите и не в эллинизме, а в последовательном обмирщении поэтической речи».
Драматичность характерна даже для монологических стихов Мандельштама, в которых психологические состояния, отвлеченные понятия предстают как аллегорические образы. Например, поэт обращается к веку, борется с тяжестью и т. д. Метафору поэт считал важнейшим тропом: «…только через метафору раскрывается материя, ибо нет бытия без сравнения…» . В его поэзии метафоры ярки и неожиданны: «широкая разлапица бульваров», «Мастер Генрих, конек-горбунок».
Что можно сказать о первых произведениях Мандельштама?