Что мы называем художественным временем и художе­ственным пространством

«Естественными формами существования изображенного мира являются время и про­странство. Время и пространство в литературе представляют со­бой своего рода условность, от характера которой зависят разные формы пространственно-временной организации текста», — пи­шет литературовед А. Б. Есин.

Свойства художественного времени и пространства:

    Свободная смена пространства, переход из одного временного пласта в другой; дискретность, то есть воспроизведение не все­го потока жизни, а только значимых фрагментов; дискрет­ность служит
    для придания сюжету динамичности; различная степень условности.

Пушкин и Достоевский стояли у истоков своеобразной тен­денции в изображении пространства и времени: сочетанию в пределах художественного произведения конкретного и абст­рактного пространств, их взаимного «перетекания» и взаимо­действия. При этом конкретному месту действия придается символический смысл и высокая степень обобщения. В таком случае конкретное пространство становится универсальной мо­делью.

Так происходит в «Мертвых душах», когда реальная тройка, на которой ехал Чичиков, вдруг превращается в абстрактную тройку, которая становится символом России на ее пути к совер­шенствованию.




Что мы называем художественным временем и художе­ственным пространством