Что мы знаем о поэтах-шестидесятниках?
Эпиграф: Я выбрала Судьбу себе сама. И что со мной не произойдет — У меня никаких претензий нет к Судьбе — моей избраннице. Украинскую поэзию сегодня тяжело вообразить без Лины Костенко. В ее удивительном по красоте и силе поэтическом голосе гармонично соединились трогательная нежность женщины и твердость духа настоящего борца, философская углубленность в проблемы бытия и страстная эмоциональность трибуна.
Поэтесса живет и создает в Киеве. Она пришла в мир украинской поэзии в дерзкое и обнадеживающее время, когда молодое поколение
Родилась Лина Костенко 19 марта 1930 года в городке Ржищев, расположенном на 80 километров вниз по Днепру от Киева. Всего шесть лет прожила в нем будущая поэтесса, и оно навсегда осталось в ее памяти. Своеобразный дух прадревности витал над этими высокими берегами Днепра.
Отец много рассказывал Лине о народных восстаниях под главенством Павлюка, Гунне, которые видел городок. Когда Лине Костенко было 6 лет, семья переехала в Киев. Над берегами вечной реки испытала ее семья первые испытания. Отца назвали «врагом народа» и стал он узником
Таких людей коммунистическая власть не любила, так как он много знал, владел 12 языками, был настоящим украинским интеллигентом.
Когда Лине исполнилось11 лет, началась война. Ей пришлось познать горькую судьбу беженцев. Писать стихи начала с 14, а печататься — в 16 лет. После окончания школы в 1951 году стала студенткой Киевского педагогического института. Обучение не приносит удовлетворения юной Лине.
Душная атмосфера послевоенной жизни в столице Украины конца 40-х годов оказалась невыносимой, поэтому девушка прибегает к довольно решительному шагу: покидает его и, пройдя в 1951 году очень требовательный творческий конкурс, становится студенткой первого курса Московского литературного института — единственного к тому времени в мире высшего учебного заведения, в котором приобретали образование будущие мастера художественного слова. В институте витал дух вольнодумства, который имел большое значение для творческого вызревания молодой поэтессы. Во время обучения в институте Лина Костенко достойно представляла украинскую поэзию.
Когда на литературных вечерах, семинарах или просто дружеских вечеринках в студенческом общежитии начинала читать свои произведения, все замолкали, так как моментально попадали в плен ее поэтического слова. И преподаватели, и студенты были убеждены: Лина Костенко — будущая знаменитость.
Закончив с отличием институт и возвратившись в Киев, молодая поэтесса сразу ощутила, насколько процессы десталинизации тормозятся в Украине. И все же сдвиги происходили. Сначала в литературе и искусстве, потом — в других сферах жизни.
Лина Костенко издает два поэтических сборника — «Лучи земли» и «Паруса» . Все, кто следил за литературным процессом, ощутили, что в поэзию пришла незаурядная творческая личность.
В 1961 году вышла третья книга Лины Костенко — «Странствия сердца». Она вызвала благоприятные отзывы, в том числе и Василия Симоненко, который в это время работал журналистом в Черкассах. Идея украинского возрождения приобретала все большего распространения. Это очень беспокоило партийное руководство, которое только ждало команды из Москвы, чтобы приструнить поколение писателей-шестидесятников.
С 1963 года начался процесс прижимания, запрета всего, что дышало свободой и национальным подъемом. Именно в это время Лина Костенко готовит в печать четвертый сборник «Звездный интеграл», но выход ее сначала задержали, а потом запретили.
Начался долгий 16-летний период «молчания» Лины Костенко. Ее не печатали. Поэтесса делала все возможное, чтобы прорваться к читателю. В начале 70-х годов вела упрямую борьбу за издание сборника «Княжеская гора».
В 1972 году уже готовый печатный набор книжки был рассыпан. Лине Костенко предлагали изменить некоторые строки, отказаться от некоторых стихов, которые вошли в сборник, лишь бы книжка увидела мир и стала выдающимся достоянием родной литературы. Г. Клочек, исследователь творчества Лины Костенко, пишет, что гениальное творчество поэтессы Системе к тому времени было не нужно.
Она ненавидела и панически боялась ее, ощущая в ее свободном, независимом слове серьезную для себя опасность. Свое преследование прогрессивных писателей чиновники оправдывали демагогическими заявлениями о собственной преданности «коммунистическим идеалам и своему народу», на что получили от Лины Костенко убийственный ответ:
Номенклатурные глупые, бюрократы, плоские мурмила в квадратуре рам! Ваш интеллект не учтут караты, а наибольше просто на сто грамм. Поэту тяжело. Он ищет истин. Мы — джины в закупоренных бутылках.
А вы, кто вы, какие же вы коммунисты? Вы же коммунизм видели в пеленках! Вы уже его сточили, как хробаччя. Поэзия для ваших топок — торф.
Это, чтобы ваши методы увидел, — от зависти бы щелкнул Бенкендорф. Нелегко нам. Кровавые капли боярышника сквозь наши стихи выступят когда-то…
Не говорите от лица народа…
«Княжеская гора» так и не увидела мира… Поэтесса не пошла на никакие компромиссы с властями, с издателями, которые угождали им.
Я немного зверь, я не люблю неволю, Я вырвусь, хоть лапу отгрызу, писала Лина Костенко.
Только в 1977 г. сборник «Над берегами вечной реки» пробила искусственную инквизиторскую стену. Через два года Лина Костенко опубликовала роман в стихах «Маруся Чурай», что стал выдающимся событием украинского писательства.
Творчество Лины Костенко этого периода — это афористически точное выражение, редчайшая стилистическая прозрачность и лирическая одухотворенность, абсолютное отсутствие стихов «на тему». Дебютировав чуть раньше «шестидесятников», она стала их «предтечей», одной из тех, кто возвращал поэтическому слову эстетичную полноценность, кто решительно ломал обычные художественные критерии.
Выход книжки «Над берегами вечной реки» стал настоящей литературной сенсацией. И не только потому, что им Лина Костенко возвращалась в поэзию: читатель соскучился по книжкам, в которых проступает абсолютно независимое художественное мышление без авторских ориентиров на цензоров и редакторов. «Вечная река» вмещает в себе жизнь отдельного человека, обогащенного исторической памятью, «вечная река» — это масштабное русло, в котором слилось и неразрывно соединилось личное и общечеловеческое.
Что мы знаем о поэтах-шестидесятниках?