ЧТО ОТКРЫЛ ПУШКИН

ЧТО ОТКРЫЛ ПУШКИН

Когда учителя русской литературы с привычным пафо­сом говорят, что Пушкин открыл собственно русскую литературу, в это слабо верится. Вот уж правда: что, до Пушкина не было стихов и повестей? Или, может быть, книг не печатали? Или — не читали? Да и что это за преувеличение: один человек — и открыл всю литера­туру.

Не может быть.

Не станем обобщать насчет «всей литературы» — просто перечислим, какие именно литературные открытия имеют честь принадлежать перу Александра Сергеевича.

Язык. За год до окончания

Лицея Пушкин, на тот мо­мент — уже публикующийся поэт, совершает резкий пере­ворот в своем поэтическом языке. Он практически полно­стью отказывается от поэтической традиции, требующей писать «высоким штилем» с щедрым использованием цер­ковнославянизмов, особенных грамматических форм вроде окончаний «ыя» вместо «ой» или крат­ких прилагательных типа «росски исполины», и впускает в поэзию живую разговорную речь.

Впервые русский поэт начинает писать так, как говорит — не мудрствуя лукаво. Он переплавливает в горниле своего гения все наречия: и тяжеловесную, неповоротливую речь старорусского

ба­рина, и жеманную, стремительную скороговорку светского щеголя, и базарную припевку торгаша, и утренний разго­вор за чаем простой семьи. В это трудно поверить, но до Пушкина стихи вообще были мало кому понятны. Пушкин же был понятен всем — недаром три последуэльных дня у двери его квартиры несли печальную вахту не только сту­денты и интеллигенты, но и простые извозчики, бакалей­щики, чистильщики сапог…

Сегодня весь русскоязычный мир говорит на языке, созданном Пушкиным из десятка разнообразных, статусно разграниченных наречий, создан­ном, осмысленном, очищенном от шелухи и напитанном особенной образностью.

Поэт. До Пушкина поэт был фигурой особенной. Чаще всего стихотворец возвышался над предметом изображе­ния, разглядывая и оценивая его со всех сторон, высказы­вая мнение, навешивая ярлыки, поучая и свысока коммен­тируя.

Порой поэт, конечно, играл великого скромника и смиренца, признавая, что рукою его водит сам Господь, у которого поэт ходит в сирых рабах, но скромность эта была деланной и представляла собой элемент некоего поэ­тического этикета. Пушкин же открыл особенного поэта: он был просто человеком, со всеми свойственными чело-

Веку ошибками и заблуждениями, пороками и глупостями, иногда — человека тоскующего и страдающего, иногда — беспричинно радующегося, порой — философски задум­чивого, а порой — комически забавного. С таким поэтом хотелось говорить и спорить, выпить вина или сразиться в карты, махнуть на тройках к красавицам или посидеть молча под сенью золотого клена. До Пушкина поэзия та­кой не была, а вот после Пушкина стала только такой.

Повесть. Да и не только она: почти всем прозаическим жанрам Пушкин придал смысловую окраску и формаль­ную законченность. До Пушкина жанры определяли кто во что горазд: после строжайших средневековых этикетов и классицистских рамок «клепали» жанры «лишь бы обо­звать».

Пушкин первым обратил внимание на «дьяволь­скую разницу» между романом и «романом в стихах», по­вестью и рассказом, путевыми заметками и дневниковыми записями. Он же первым создал жанр литературного анек­дота — в редко цитируемом сборнике «Tabletalk» .

Реализм. Эта художественная система и возникла, и сформировалась, и достигла небывалых высот именно в творчестве Пушкина — последующая литература раз­рабатывала и до сих пор разрабатывает реалистическую концепцию мира в русле, проложенном Пушкиным. А это значит, вот уже больше двухсот лет мы с вами — люди, воспитанные на русских книгах, вовсе не обязательно пуш­кинских — смотрим на мир глазами Пушкина.

По крайней мере, имеем такую. возможность.

Критика. Именно Пушкин первым сказал о том, что ли­тературная критика должна сопровождать литературу шаг в шаг, а то и шагать впереди, подсказывая дорогу и выверяя направление. Полноценные разборы литературных произ­ведений, критические охваты периодов развития литерату­ры — все это придумал Пушкин.

Более того, ему принадлежат первые в русской литера­туре остросюжетные мистические повести «Пиковая дама» и «Гробовщик», первая художественная историческая по­весть «Капитанская дочка», первая реалистическая истори­ческая драма «Борис Годунов», первые драматические про­изведения, актуализирующие «вечные образы» мировой

Литературы и включающие русскую в общеевропейскую традицию, первые литературные сказки «Руслан и Людмила», «О попе и работнике его Бал­де», «О золотом петушке», первый «толстый журнал» «Оте­чественные записки»…

Так что верьте учителям русской литературы. Пушкин действительно создал все.

Хоть в это и невозможно поверить.




ЧТО ОТКРЫЛ ПУШКИН