ЧТО ОТКРЫЛ ПУШКИН
ЧТО ОТКРЫЛ ПУШКИН
Когда учителя русской литературы с привычным пафосом говорят, что Пушкин открыл собственно русскую литературу, в это слабо верится. Вот уж правда: что, до Пушкина не было стихов и повестей? Или, может быть, книг не печатали? Или — не читали? Да и что это за преувеличение: один человек — и открыл всю литературу.
Не может быть.
Не станем обобщать насчет «всей литературы» — просто перечислим, какие именно литературные открытия имеют честь принадлежать перу Александра Сергеевича.
Язык. За год до окончания
Впервые русский поэт начинает писать так, как говорит — не мудрствуя лукаво. Он переплавливает в горниле своего гения все наречия: и тяжеловесную, неповоротливую речь старорусского
Сегодня весь русскоязычный мир говорит на языке, созданном Пушкиным из десятка разнообразных, статусно разграниченных наречий, созданном, осмысленном, очищенном от шелухи и напитанном особенной образностью.
Поэт. До Пушкина поэт был фигурой особенной. Чаще всего стихотворец возвышался над предметом изображения, разглядывая и оценивая его со всех сторон, высказывая мнение, навешивая ярлыки, поучая и свысока комментируя.
Порой поэт, конечно, играл великого скромника и смиренца, признавая, что рукою его водит сам Господь, у которого поэт ходит в сирых рабах, но скромность эта была деланной и представляла собой элемент некоего поэтического этикета. Пушкин же открыл особенного поэта: он был просто человеком, со всеми свойственными чело-
Веку ошибками и заблуждениями, пороками и глупостями, иногда — человека тоскующего и страдающего, иногда — беспричинно радующегося, порой — философски задумчивого, а порой — комически забавного. С таким поэтом хотелось говорить и спорить, выпить вина или сразиться в карты, махнуть на тройках к красавицам или посидеть молча под сенью золотого клена. До Пушкина поэзия такой не была, а вот после Пушкина стала только такой.
Повесть. Да и не только она: почти всем прозаическим жанрам Пушкин придал смысловую окраску и формальную законченность. До Пушкина жанры определяли кто во что горазд: после строжайших средневековых этикетов и классицистских рамок «клепали» жанры «лишь бы обозвать».
Пушкин первым обратил внимание на «дьявольскую разницу» между романом и «романом в стихах», повестью и рассказом, путевыми заметками и дневниковыми записями. Он же первым создал жанр литературного анекдота — в редко цитируемом сборнике «Tabletalk» .
Реализм. Эта художественная система и возникла, и сформировалась, и достигла небывалых высот именно в творчестве Пушкина — последующая литература разрабатывала и до сих пор разрабатывает реалистическую концепцию мира в русле, проложенном Пушкиным. А это значит, вот уже больше двухсот лет мы с вами — люди, воспитанные на русских книгах, вовсе не обязательно пушкинских — смотрим на мир глазами Пушкина.
По крайней мере, имеем такую. возможность.
Критика. Именно Пушкин первым сказал о том, что литературная критика должна сопровождать литературу шаг в шаг, а то и шагать впереди, подсказывая дорогу и выверяя направление. Полноценные разборы литературных произведений, критические охваты периодов развития литературы — все это придумал Пушкин.
Более того, ему принадлежат первые в русской литературе остросюжетные мистические повести «Пиковая дама» и «Гробовщик», первая художественная историческая повесть «Капитанская дочка», первая реалистическая историческая драма «Борис Годунов», первые драматические произведения, актуализирующие «вечные образы» мировой
Литературы и включающие русскую в общеевропейскую традицию, первые литературные сказки «Руслан и Людмила», «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», первый «толстый журнал» «Отечественные записки»…
Так что верьте учителям русской литературы. Пушкин действительно создал все.
Хоть в это и невозможно поверить.
ЧТО ОТКРЫЛ ПУШКИН