Что рассказали Бобчинский и Добчинский в комедии «Ревизор»
«.Двери отворяются с шумом, и вбегают Петры Ивановичи Бобчинский и Добчинский. Это городские шуты, уездные сплетники; их все знают, как дураков и обходятся с ними или с видом презрения, или с видом покровительства. Они бессознательно это чувствуют и поэтому изо всей мочи перед всеми подличают и, чтобы только их терпели, как собак или кошек в комнате, всем подслуживаются новостями и сплетнями, составляющими. жизнь уездных городков. Вообще с ними обращаются без чинов, как с собаками или кошками: надоедят — выгоняют. Их дни проходят в шатанье
Обогатись подобною находкой, они вдруг вырастают сознанием своей важности и уже бегут к знакомым смело, в уверенности хорошего приема. «Чрезвычайное происшествие!» — кричит Бобчинский. «Неожиданное известие!» — восклицает Добчинский, вбегая в комнату городничего, где все настроены на один лад, а особливо сам городничий. Что такое?» — «Приходим в гостиницу» восклицает Добчинский. «Приходим в гостиницу.» — перебивает его Бобчинский.
Начинается рассказ самый обстоятельный, самый подробный, от начала до конца: зачем пошли в гостиницу, где, как, когда,
Следует остроумная сметка проницательного Бобчинского: «С какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит бог знает куда — в Саратовскую губернию? Это верно не кто другой, как тот самый чиновник». Не естественен ли после этого ужас городничего? Понимаете ли вы хотя, в возможности эту чудную логику, эти резоны, эти доводы? На каких законах разума основаны они?
Городничий уже верит страшному известию. Бобчинский. всеми силами старается поддержать и в других и в самом себе уверенность в справедливости известия, которое вдруг придало ему такую важность. Да, в этой комедии нет ни одного слова, строгой и непреложной необходимости которого нельзя б было доказать’ из самой сущности и действительности характеров.
Видите ли, с каким искусством поэт умел завязать эту драматическую интригу в душе человека, с какою очевидностью умел он представить необходимость ошибки городничего.
Вчитайтесь внимательно: Белинский нигде не говорит о Бобчинском и Добчинском: «мне не нравится», «я осуждаю». Для выражения своего отношения критик использует прямые оценки, употребляет глаголы, которые точно характеризуют действия персонажей, дает сатирические сравнения. Он говорит и об отношении к ним окружающих: «обходятся с ними или с видом презрения, или с видом покровительства». Используется и прием иронии, риторические вопросы.
Приведенный отрывок из статьи Белинского во многом похож на сочинение-миниатюру: анализируется небольшая сцена; содержание ее не пересказывается, но ритм, темп, подбор глаголов хорошо передает торопливую, захлебывающуюся речь ничтожного человечка, на минуту оказавшегося в центре событий. Белинский указывает и место сцены в идейном содержании и сюжете всей комедии: завязка интриги, истоки ошибки городничего и прочих действующих лиц.
Что рассказали Бобчинский и Добчинский в комедии «Ревизор»