Что такое Обломовщина и ее влияние по роману Обломов
Вся жизнь «обломовцев» представляла картину мертвенного сна и застоя; она заключалась в «ленивом переползании изо дня в день», в однообразном повторении одних и тех же моментов; она была лишена всякого внутреннего содержания и походила скорее на полуживотное прозябание, чем на сознательную человеческую жизнь. Никакие умственные интересы, ни живые стремления, ни сильные чувства и страсти не волновали «обломовцев»: они жили в своем тесном кругу, словно отделенные от остального мира высокой стеной, из-за которой до них доходили
Выше всего «обломовцы» ценили душевное и телесное спокойствие, и потому не только чуждались всякого новшества, могущего вывести их из привычной колеи, но и недоверчиво относились ко всему, что проникало к ним из внешнего мира, боясь всяких забот и неожиданностей: эта черта ясно сказывается в эпизоде с письмом, так комически рассказанном Гончаровым;
В общем, жизнь «обломовцев» близко напоминала быт «старосветских помещиков», изображенный Гоголем; впрочем, это и понятно, потому что внешние условия существования были одинаковы.
Главным условием, обеспечивавшим спокойную и праздную жизнь «обломовцев», было крепостное право. Обитатели Обломовки знали, что «есть в доме ходящее около них и промышляющее око и непокладные руки, которые обошьют их, накормят, напоят, оденут, обуют и спать положат», и потому спокойно и беззаботно отдавались своему ленивому существованию. Впрочем, отношения между господами и крестьянами были основаны в Обломовке на мирных и патриархальных началах; владельцы Обломовки отнюдь не притесняли своих крепостных, относились к ним хорошо и доброжелательно, во-первых, потому, что были добрые господа, а во-вторых, потому, что жизненные потребности их были очень невелики и вполне удовлетворялись тем, что производила благодатная природа Обломовки.
Со своей стороны и крестьяне относились к господам с полной доверчивостью и уважением; тем более, что по взглядам, чувствам и симпатиям, по общему миросозерцанию, между теми и другими вовсе не было существенной разницы: обломовские привычки, обломовское отношение к жизни распространялось не только на многочисленную и ленивую дворню, прекрасным представителем которой является Захар, но и на крепостных крестьян: Анисим Суслов, живущий в избушке, висящей на краю оврага, и в течение многих лет не подумавший о том, чтобы построить себе новую, на более удобном и безопасном месте, такой же типичный «обломовец», как и владельцы Обломовки.
Таковы были условия, среди которых развивался характер Обломова. Условия эти, конечно, не могли способствовать выработке в нем энергии, настойчивости, предприимчивости, знания жизни и людей. Привыкнув с детства видеть вокруг себя картину сонного и бездейственного существования, Обломов невольно стал считать такую жизнь нормальной. Привыкнув жить на всем готовом, не делая никаких усилий для удовлетворения своих потребностей или желаний, Обломов, наконец, утратил самую способность к напряжению воли, и всякое действие, требующее с его стороны известного расхода энергии, стало ему казаться тяжестью неудобоносимой, а полный покой и бездейственность — высшим идеалом жизни. Таким образом развилось в нем то безволие и апатия, которые приковали его к мягкому дивану, довели этого умного и сердечного человека до жалкого прозябания и, наконец, до гибели нравственной и физической.
Причиной этого яда, сгубившего Обломова, была «обломовщина», которая, в свою очередь, является естественным результатом крепостного права, на почве которого она только и могла так пышно развиться.
В. Саводник
Источники:
- Пишем сочинения по роману И. А. Гончарова «Обломов». — М.: Грамотей, 2005.
Что такое Обломовщина и ее влияние по роману Обломов