Что выше — истина или родина?
Не пытайтесь свести Родину к телесному, к земле и природе. Посмотрите: силою судеб мы оторваны от всего этого, а она незримо присутствует в нас. И. Ильин Я считаю, что вопрос о Родине и Истине, поставленный таким образом, совсем не риторичен для нынешнего поколения россиян.
Потому что много лет мы живем с готовыми формулами на этот счет. Например, А. Блок сделал вывод: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. Это блоковское нравственное откровение стало на долгие годы традиционным, обязательным для наших писателей и общепринятым для
Мне, современному человеку, знающему из истории путь родины и являющемуся свидетелем сегодняшних событий, несомненно, ближе мысль Чаадаева. Не умоляя величия для русской
Федор Иванович Тютчев, опечаленный видом современной ему России, пишет: Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя. Здесь уже — не слепая любовь, хотя стихотворение написано гораздо раньше блоковского.
Но это, по-моему, выражение смиренной рабской любви. Любви, основанной на христианском отношении к страданиям. Такая любовь находится в пространстве между ИСТИНОЙ и РОДИНОЙ.
Она вряд ли способна на порыв к действию, к созиданию. Это заметил Алексей Константинович Толстой и вступил с Тютчевым в полемику: Одарив весьма обильно Нашу землю, Царь Небесный Быть богатою и сильной Повелел ей повсеместно. Но чтоб падали селенья, Чтобы нивы пустовали — Нам на то благословенье Царь Небесный дал едва ли! Мы беспечны, мы ленивы, Все из рук у нас валится, И к тому ж мы терпеливы — Этим нечего хвалиться.
Как видим, А. К. Толстой буквально язвит по поводу тютчевской любви к родине. Истина для него дороже родового чувства. Это противостояние заметно и в прозе. Если тютчевские откровения пришлись ко двору демократу Чернышевскому, западнику Тургеневу и даже такому углубленному реалисту, как Достоевский, то Иван Бунин, первый русский нобелевский лауреат, устами своего героя сказал: «Боже милостивый!
Пушкина убили, Лермонтова убили, Рылеева удавили. А Шевченко? А Полежаев? Скажешь, — правительство виновато?
Да ведь по холопу и барин, по сеньке и шапка. Ох, да есть ли еще такая сторона в мире, такой народ, будь он трижды проклят?» Бунин устами своего другого героя Кузьмы, философа из Дурновки, полемизирует на эту тему с самим Гоголем: «Русь! Русь!
Куда мчишь ты? — пришло ему в голову восклицание Гоголя. — Русь, Русь!. Ах, пустоболты, пропасти на вас нету!» И потом в «Окаянных днях» о «любви к народу — еще один архетип, на этот раз интеллигентский, дающий индульгенцию, поощряющий крайние проявления этой любви — народоложество у активных народолюбцев.» и т. д. Конечно, все упомянутые мной писатели были великими мыслителями и самоотверженно боролись за лучшую долю России. Но взгляд на истину и отечество у них был разный.
Рассуждая на эту тему и сопоставляя мысли великих людей России, я пришел к выводу, что писатели, как и все остальные люди, склонны идеализировать не только прошлое и будущее, но и настоящее, хотя реальность зачастую намного сложнее. И мне кажется, ответ на вопрос, что выше — ИСТИНА или РОДИНА — может быть только один: в стремлении к Истине не потерять Родину, а в любви к Родине не просмотреть Истину.
Что выше — истина или родина?