Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… Л. Н. Толстой
«Мы делали невозможное, потому что не знали, что это невозможно.»
У. Айзексон
Жить честно — значит жить и действовать, руководствуясь правдой. Честный человек всегда искренен и высокоморален, не имеет намерений, подкрепленных корыстью, стремлением навредить другому человеку. Жизнь честная является своеобразным синонимом жизни праведной, и сил на нее хватает лишь у немногих: казалось бы, даже самые искренние люди, а однажды все равно совершают ошибку.
И если просматривать поступки каждого человека, то окажется, что абсолютная
Честность достигается путем внутренней борьбы человеческой души с различными желаниями, противоречащими морали. Это процесс формирования мировоззрения, требующий огромного труда. В литературе немало писателей, главной задачей которых было описание человеческой души и изменений в ней вследствие различных событий.
Однако стоит выделить литератора, уделявшего больше всех внимания размышлениям
В своих произведениях великий русский писатель заставляет литературных героев проходить огромное количество испытаний. В романе «Война и мир» князь Андрей Болконский проходит огромный путь внутренних столкновений и изменений. Он отправляется на войну с французами, но в итоге попадает на еще одну войну — с самим собой. Жизнь честная, бескорыстная не подразумевает стремления к материальным, земным ценностям, направлена на совершение добра и отречения от зла.
Князь Болконский следовал своим мечтам о славе, и этот факт не дает его поступкам стать подвигами. В сражении под Аустерлицем он, увидев, что знаменосец был убит, сидя на белом коне, подхватил знамя и понесся с ним впереди солдат.
Однако было ли это героизмом? Князь Андрей в первую очередь хотел «красоты картины», где он выглядит героем, но все это было неискренне, лишь ради себя самого. И лишь одно происшествие открыло ему глаза: он стал осознавать, что живет не по чести, когда был ранен в бою, лежа под открытым небом и не видя ничего, кроме природы. Этот опыт, приблизивший его к смерти, открыл ему глаза на все ошибки, все неверные стремления, которыми Андрей Болконский жил.
Стремление к славе, величие Наполеона, красота собственных подвигов — все показалась ему ложным. За это короткое время раздумий он проходит огромный путь, приводящий его к истинному пониманию честной, героической жизни. В сражении под селом Бородино появляется уже совершенно другой князь Андрей Болконский — искренний, честный, на своем опыте осознавший реальные ценности жизни и понявший все свои ошибки.
Толстой доказывает мысль о том, что честная жизнь становится таковой только через огромный путь собственных ошибок и опыта.
Человек честный — не думающий всегда лишь о себе, и особенно человек, думающий в первую очередь о других без мысли о собственном преимуществе — встречается крайне редко, настолько, что это кажется почти невозможным или воспринимается как чуть ли не дикость. В рассказе «Матренин двор» Александра Иссаевича Солженицына главная героиня, Матрена Васильевна, предстает перед читателем как образ человека с поистине честной жизнью. На ее пути было огромное количество препятствий, но каждое из них она прошла и духовно не сломалась, не допустила ошибок.
Она и билась, и путалась, и сталкивалась с множеством трудностей, переживала несправедливость судьбы, теряла самых родных людей — детей, словом, совершала невозможное, но для нее это не было подвигом. Ошибки допускали все остальные люди, относившиеся к ней потребительски, осознавшие это только после смерти Матрены Васильевны — потому что все хорошее со временем становится привычным, а то и вовсе «обязательным», и понимание истинной ценности приходит лишь с ее потерей. К сожалению, люди часто ошибочно несправедливо относятся к тем, кто выбрал честную жизнь.
Честь только на первый взгляд кажется легкостью, на самом же деле это трудный путь, требующий от человека готовности «рваться, путаться, биться, ошибаться…»
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… Л. Н. Толстой