Основные мотивы военной лирики А. Твардовского. «…Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но скольких я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня». «Я убит подо Ржевом» — стихотворение написано от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения — единства живых и павших.
Погибший солдат видит себя лишь «частицей народного целого» и его волнует, равно как и всех, чьи «очи померкли», все, что свершилось потом, после него.
Робкая надежда на то, что «исполнится слово клятвы святой», вырастает в прочную веру — наконец-то попрана «крепость вражьей земли», настал долгожданный День Победы. В стихотворении «Дорога до дому» речь идет о бесконечно долгой дороге войны: Он был от плеча до плеча награжден, Но есть ли такая награда, Что выслужил, выходил, выстрадал он? — Пожалуй, что нет.
И не надо! Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы «Рассказ танкиста». Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика
. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» — лаконичное и потому особенно пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же — в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы «все же», выражающей сомнение, выводит на поверхность сознания далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. Чувство это иррационально — собственно, как мог Твардовский «сберечь» своих соотечественников? — но именно поэтому глубоко и истинно. «Я» — живой и «другие» — мертвые — вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале.
Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.
Дайджест:
- ТЕМА ВОЙНЫ В ЛИРИКЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГОЧувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего — основные мотивы военной лирики А. Твардовского. «Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня», — писал поэт. «Я убит подо Ржевом» — ... Читать далее...
- Тема Великой Отечественной войны в лирике ТвардовскогоОщущение обязанности живущих перед Погибшими, неосуществимости забвения всего случившегося это важнейшие аргументы боевой лирики Твардовского. Твардовский писал о том, что он живой, что он вернулся с войны живым и невредимым. Но скольких нет… сколько людей смогли прочитать его книги, полюбить их, а сейчас этих людей нет в живых. Все эти люди были частью его души. ... Читать далее...
- Тема поиска «правды сущей» и исторической памяти в лирике А. Т. ТвардовскогоТема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что предательство своей памяти — настоящее преступление. Ныне живущие люди не в праве забывать тех, кто отдал жизни на полях сражения во имя других. Свою миссию поэт видит в том, чтобы рассказать живущим все, что он ... Читать далее...
- Служение народу, тема памяти в лирике ТвардовскогоАлександр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала «Новый мир». Именно ему мы обязаны возвращением в родную литературу «врага и эмигранта» И. Бунина, произведения которого не печатались в СССР. Твардовский взял на себя большую смелость опубликовать в журнале полную уважения и ... Читать далее...
- «У Пушкина всякое чувство еще прекрасно как чувство изящное. Это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста»1. Губительный яд живого существа. 2. Смертельное дыхание анчара. 3. Возможный выход из ситуации. Воспоминание — это единственный рай, из которого мы не можем быть изгнаны. Ж. Поль Поэтическое творчество А. С. Пушкина знакомо нам с детства. Но это в основном его знаменитые сказки, в которых добро непременно побеждает зло. В школе же мы знакомимся ... Читать далее...
- Каким предстает любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?Тема неразделенной трагичной любви занимает в лирике Ф. И. Тютчева особое место. Многие из этих произведений написаны автором под впечатлением личных переживаний и носят автобиографичный характер. Поэт всегда стремился познать до конца это великое чувство, соединяющее и разлучающее двоих влюбленных. В произведении «Чему молилась ты с любовью» Тютчев противопоставляет низость и невежество толпы чистому и ... Читать далее...
- На тему: Тема памяти в лирике А. ТвардовскогоМы все в долгу перед прошлым и будущим. Каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но ответственности не бывает без памяти о прошлом, без сопричастности к происходящим событиям. «Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой», — писал А. Твардовский. Его жизненное кредо — отвечать за все. Его ... Читать далее...
- Почуття зобов’язання живих перед полеглими в лірику А. Т. Твардовского«Я вбитий під Ржевом» — вірш написаний від першої особи. Ця форма здалася Твардовскому найбільш відповідній ідеї вірша — єдності живих і полеглих. Загиблий солдат бачить себе лише «часткою народного цілого» і його хвилює, так само як і всіх, чиї «очі померкли», усе, що свершилось потім, після нього. Боязка надія на те, що «здійсниться слово ... Читать далее...
- Любовь — великое чувствоСтихотворение «Последняя любовь», написанное в «денисьевский период», принадлежит к числу шедевров русской лирики. Это стихотворение проникнуто желанием остановить «чудное мгновенье». Это заклинание, обращенное к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви. В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года ... Читать далее...
- Лирические стихотворения о мужестве ТвардовскогоСреди поэтов XX века особое место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов. В поэме «За далью — даль» Твардовский писал: Нет, жизнь меня не обделила, Добром своим не обошла. Всего с лихвой дано мне было В дорогу — ... Читать далее...
- В чем Некрасов видит свой долг перед народом и какие задачи ставит перед искусством своего времени?Долгое время в Н. А. Некрасове видели общественного деятеля, но не поэта. Его считали певцом революционной борьбы, но нередко ему отказывали в поэтическом таланте. Ценили гражданский пафос Некрасова, но не силу его поэтического слова, красоту изобразительных средств, новаторство в тематике поэзии… Между тем Некрасов стал первым поэтом, «лиру посвятившим народу своему», проникнувшимся народным духом. Творивший ... Читать далее...
- Лирика ТвардовскогоЛирика Твардовского — это по преимуществу выражение самых простых, доступных любому труженику, но вместе с тем наиболее глубоких и общечеловеческих чувств. Она открывает душе такие основы человеческой жизни, как труд, родина, любовь, земля. Значительный интерес представляют стихи Твардовского военных лет, вошедшие в сборники «Возмездие»; и «Фронтовая хроника»; . Беззаветная любовь к родине, беспощадная ненависть к ... Читать далее...
- Тема любви в лирике ФетаТворчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета — это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. Любовная лирика Фета — это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Твардовского «Лежат они, глухие и немые…»Великий писатель и поэт, патриот своей родины, Твардовский Александр Трифонович всю жизнь трудился на благо советского народа. Укротитель слова всегда знал путь к сердцам людей. Александр Трифонович был военным корреспондентом, который много времени проводил на фронте, после чего писал поэмы и стихи на тему отваги, смерти и несправедливости войны. Очень большой объем творчества поэта занимает ... Читать далее...
- Дни Отечественной войны в творчестве Твардовского2 мая 1945 года, в день взятия Берлина, когда до Победы оставалось «одно усилие освеженных души и тела», Твардовский пишет «Стихи без заглавия»: Отчизна, мать моя, сурово Не осуди, я слов ищу, И я лишь первые два слова Об этом празднике пишу… С твоими равными сынами Я плакал теми же слезами, Слезами радости, твой сын. ... Читать далее...
- Чувство или разум?Разум или чувство? Наверное каждый человек попадал в такую жизненную ситуацию, когда приходится выбирать : прислушаться к чувству или разуму. Увы, эти понятия не всегда бывают совместимы. Не зря ведь существует афоризм » Сердцу не прикажешь». Чувство, веление сердца…Этому бывает трудно противостоять. Это сложнейшая борьба. Порою, мы выбираем чувство, не успев подумать: правильно ли я ... Читать далее...
- Аналаиз стихотворения Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…»Жизнь поэта Александра Твардовского трудно назвать типичной и обыденной. В отличие от многих своих собратьев по перу, он прошел через раскулачивание, но при этом не утратил веры в то, что его страна является самой лучшей на свете. Твардовский не только принимал участие в финской компании, но и, имея возможность получить бронь и уехать в эвакуацию, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Твардовского «Есть имена и есть такие даты…»Великая Отечественная война оставила в жизни и творчестве Александра Твардовского неизгладимый след. Достаточно сказать, что, начиная с 1941 года, фронтовая тематика стала основной в произведениях этого поэта, который в качестве военного корреспондента стал очевидцем многих исторических сражений. Примечательно, что и после окончания войны Твардовский постоянно возвращался к ней не только в мыслях, но и в ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Твардовского «Отец и сын»Твардовский о Великой Отечественной войне знал не понаслышке. Эти страшные для советского народа годы он провел среди бойцов. С 1941 по 1942 гг. писатель работал в воронежской редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Затем состоялся его переход в газету 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда». Прямо во время войны Александр Трифонович создал свое самое известное произведение ... Читать далее...
- Живи помни о живыхТри или четыре года тому назад в одной из телевизионных передач показали репортаж из небольшой деревни в Смоленской области об одичавшем человеке. Он назывался «Маугли из российской глубинки». Это было совершенно отвратительное зрелище, которое не поддается словесному описанию. Оказалось, как выяснили журналисты, в доме, где обнаружили дикаря, жила старушка. Этот дикарь, которого трудно назвать человеком, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Твардовского «Награда». Твардовский — поэт поистине народный, сумевший в стихах о Великой Отечественной войне передать все ее многообразие. Особенной популярностью пользовалась среди бойцов поэма «Василий Теркин». Произведение это Александр Трифонович начала писать в 1941 году, когда поступил на работу фронтовым корреспондентом. Оно отличается легким и точным слогом. Каждая глава — новый сюжет. Связь между ними держится ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Шестое чувство»Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека, который оборвет его жизнь. Поэт не знал лишь точной даты гибели, хотя и предвидел, что случиться это довольно скоро. Именно этому удивительному дару Николай Гумилев посвятил свое стихотворение «Шестое чувство», ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» Твардовский«Я знаю, никакой моей вины…» . Стихотворение носит исповедальный характер: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, ко ... Читать далее...
- Чувство собственного достоинстваДостоинство… Что же это такое? Чувство собственного достоинства — это одно из главных качеств человеческой души. Люди, имеющие его, умеют считаться с другими, несут в себе положительные эмоции, которых хватает на всех, кто рядом, они умеет дорожить всем, что им дано. Для меня, чувство собственного достоинства — это уважение к себе, т. е. не подхалимничать, ... Читать далее...
- Самое очаровательное чувство — любовьЭто чувство снова и снова доказывает, что без него жизнь теряет смысл. Любовь изменяет человека, в его душе будто расцветает волшебный цветок, который своим тонким ароматом заполняет каждую клетку; любовь дарит человеку радость, гармонию — именно таким есть идеальное представление об этом чувстве. Существует ли такая любовь? Каждый ли человек встретит ее на своем пути? ... Читать далее...
- Тема живых и мертвых душ в поэме Гоголя «Мертвые души»Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы «Мертвые души». Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии ... Читать далее...
- Тема любви в лирике ПушкинаЛюбовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него — «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». ... Читать далее...
- Главная радость жизни в поэтике ТвардовскогоМолодость его была трудной, но было в ней много светлого, хорошего, что смог унести с собой в жизнь. И начинающим писателям он не желал легкой жизни. хотя по себе знал, как иные трудности могут отравить жизнь и что дальше будет все труднее, «как по-своему мне сейчас труднее, чем в моей трудной молодости», но человек обязан ... Читать далее...
- Блок. Как удается Блоку передать чувство любви к родине в стихотворении «Россия»?Сравните женские образы в стихотворениях «Девушка пела в церковном хоре…» и «Незнакомка». В обоих стихотворениях перед нами выступают пленительные женские образы, контрастно противостоящие реальной действительности. В первом стихотворении девушка поет в церковном хоре молитвы за всех нуждающихся в помощи и поддержке. Она выделяется в хоре голосом, летящим в купол, и белым цветом платья, символом нравственной ... Читать далее...
- Дети и война в поэзии ТвардовскогоДети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», — напишет он в одном из своих очерков. И сколько их, детских судеб, исковерканных войной, повстречал он на дорогах войны! Детей, потерявших матерей, матерей, оплакивающих погибших на их глазах детей… В 1937-1938 годах Твардовский много занимался переводами, немало переводил из Тараса Шевченко. Один ... Читать далее...
Чувство обязательства живых перед погибшими в лирике А. Т. Твардовского