Cочинение Печорин герой своего времени

Русскую литературу всегда отличало тяготение к поста­новке философских вопросов, причем не в форме абстрактных рассуждений, а в живых человеческих судьбах. Типичный ге­рой русской литературы — человек идейно-нравственного по­иска, настолько глубокого, что разрешить для себя вопросы «зачем жить?», «что есть добро, а что зло?», «что надо лю­бить, что ненавидеть?» и другие становится для него потреб­ностью, гораздо более острой, чем любая другая. По точному выражению одного из героев Достоевского, таким людям «не надобно миллионов,

а надобно мысль разрешить».

Именно благодаря такому герою столь высок идейно-нравственный потенциал русской литературы.

Первым собственно философским романом в русской ли­тературе был, вероятно, роман Лермонтова «Герой нашего времени». Его главный герой, Печорин, — человек, готовый проницательно и бесстрашно размышлять о глубинных нрав­ственно-философских основаниях как мира в целом, так и от­дельного человека в мире. Его главный вопрос — «для какой цели я родился?» Печорин чувствует, что эта цель была, толь­ко угадать ее не может. Почему? Прежде всего потому, что поставил перед собой

вопрос, на который нет удовлетвори­тельного ответа.

Это вопрос о Боге и предопределении.

Превыше всего на свете Печорин ценит свою свободу. «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… «о свободы моей не продам», — говорит он. Это — естественное мироощущение человека 30-х годов, эпохи, когда личная сво­бода была для мыслящего человека действительно единствен­ной и неоспоримой ценностью. Но уже Онегин в пушкинском романе не случайно называет свою свободу «постылой»: свобо­да без возможности ее применить порождает в Онегине хандру. Не таков Печорин.

Если Онегин твердо знает, что от хандры нет спасения, а в жизни заведомо нет высокого смысла, то Печорин ищет этот смысл всю свою жизнь. Он ищет, к чему бы он мог применить свою свободу и те необъятные силы, которыми наделен. И здесь перед ним встает вопрос о высших ценностях, об устройстве мироздания.

Печорин по натуре такой человек, что не может удовлетвориться малым: он не найдет удовлетво­рения даже в гражданской деятельности на благо общества, как не находит его в своих победах над светским обществом — все это для него слишком мелко. Его, очевидно, может удовлетво­рить лишь подвиг мирового масштаба, выполнение божествен­ного предназначения. Но есть ли Бог? Есть ли предопределение и предначертание, указывающее человеку цель? И если есть, то как все эго совместить со свободой личности?

Если есть предо­пределение, то «зачем человеку даны разум и воля?» — недо­умевает Печорин. Вся жизнь Печорина, проходящая перед читателем, есть экспериментальная проверка идеи предопреде­ления. И всякий раз Печорин так и остается в недоумении: что же действительно управляет человеческой жизнью — собст­венная воля человека, слепой случай или божественное прови­дение. И даже события, описанные в «Фаталисте», не убеждают Печорина в том, что есть предопределение. Он остается с ощу­щением, что его воля торжествует над обстоятельствами жизни и в известном смысле даже управляет ими.

Но сомнение остает­ся; цель, ради которой Печорин наделен необыкновенными умом и волей, предчувствуется им, но не понимается. А сомне­ние лишает человека импульса действия, и Печорин бессмыс­ленно гибнет, так и не найдя ни применения своим силам, ни истины, ни смысла жизни. Но путь идейно-нравственных иска­ний лермонтовского героя не был бессмысленным, он возвысил героя над толпой ленивых и довольных людей, наполнил его жизнь, хотя и принес в конечном итоге разочарование и траге­дию.

С точки зрения Лермонтова-романтика, иначе и быть не могло: незаурядный человек, обреченный на сомнения и без­действие, без ясного понимания смысла и цели жизни, обречен либо погибнуть, либо сойти с ума «как гений, прикованный к чиновническому столу». Образ Печорина — одновременно па — мятник людям эпохи 30-х годов XIX века и символ вечного в человеке во все времена чувства внутренней неуспокоенности, неудовлетворения, стремления и порывов к идеалу. Лермонтов­ский герой — родоначальник всех героев русской литературы, взыскующих истины, отдающих жизнь ради познания цели и смысла бытия, тех, кто не может жить, не разрешив для себя вековечных «проклятых вопросов».




Cочинение Печорин герой своего времени