Cтихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» и А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»

Доказать, что одно стихотворение принадлежит символизму, другое — акмеизму.

Оба стихотворения без названия и короткие, что характерно для жанра лирической миниатюры. Сходны стихотворения и лирическим зачином: одинаковые синтаксические конструкции. Но они отличны по своему метафорическому наполнению.

Ночь у символистов — символ тайны мироздания, эмблема безрадостной жизни. Улица символизирует одиночество человека в огромном городе. Фонарь — символ иллюзорности жизни, призрачной надежды.

Аптека — символ болезненности

мира.

У Ахматовой начало можно прочитать как дневниковую запись; время лишь фиксируется. Вступление — взгляд из окна, лирическая зарисовка. Стихотворения схожи малым числом тропов.

Хотя у Блока присутствуют типичные для символистов эпитеты: «бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала», назначение которых — выразить трагическое мировосприятие поэта.

Важную роль выполняет тире. Эти риторические приемы противопоставляют жизнь и смерть, вечность и мгновение.

Совсем иная партитура стиха у Ахматовой: ее речь проста, даже прозаична, о чем свидетельствует преднамеренное снижение

образа любви: «Сочинил же какой-то бездельник,/ Что бывает любовь на земле».

Блок пишет четырехстопным ямбом с использованием спандеев и пирихиев, это придает стихотворению тревожную тональность. Стихотворение Ахматовой написано трехстопным анапестом, что способствует прозаичности стиха, создает интимность его содержания.

Английский поэт 19 века Кольридж сказал: «Поэзия — это лучшие слова в лучшем порядке».

Чувство сопричастности к великой поэзии возникает тогда, когда говоря о себе поэт находит завершенное воплощение мыслям и чувствам читателя.




Cтихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» и А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»