Цветопись в творчестве русских поэтов серебряного века

Душа писателя поневоле заждалась среди

Абстракций, загрустила в лаборатории слов.

Тем временем перед слепым взором

Ее бесконечно преломлялась цветовая радуга.

И разве не выход для писателя —

Уменье смотреть? Действие света

И цвета освободительно.

Александр Блок «Краски и слова» 1905г.

Поэзия серебряного века — это уникальный мир, где рождалось множество удивительных произведений.

Каждое из них имеет свои особенности. Каждый автор делал свои акценты. Но один из наиболее ярких примеров — это использование

цветописи.

Он дает возможность передать читателю всю палитру красок, насладиться невероятной палитрой.

Хорошим примером может послужить творчество В. Маяковского. На его основе часто изучают роль цвета, его связи с личностью автора и его переживаниями. Чаще всего поэт использовал красный цвет, который передавал страсть и бунтарство:

В поцелуе рук ли, Губ ли,

В дрожи тела Близких мне

Красный цвет Моих республик

Тоже Должен Пламенеть.

Если проследить дальше, то мы заметим, как постепенно цветовая гамма обогащается новыми красками. Так Маяковский начинает добавлять зеленый цвет, потом

синий. Далее все чаще он перемешивает их.

Это помогает не только завлечь читателя, но и более точно передать настроение.

Для Ахматовой характерно создавать стихотворения, используя формулу — «предмет — цвет — чувство». Суть в том, что она показывает определенный предмет, потом дает ему цвет, который уже отражает чувства.

Был он грустен или тайно весел,

Только смерть — большое торжество,

На истертом красном плюше кресел,

Изредка мелькает тень его.

Чтобы передать через краски нечто важное, Ахматова часто использует цветы, такие как тюльпан или лилия. Строка «Свежих лилий аромат» передает нам чистоту, свежесть, а слова «И дал мне три гвоздики» заставляют испытать чувство тревоги.

Николай Гумилев отличается от прочих поэтов тем, что использует нетрадиционные способы окраски всего вокруг. Так как он любил путешествия, то старался преподнести людям как можно больше собственных переживаний. Так, описывая море, он не использовал лишь синий цвет.

Для него оно было бирюзовое, розовое, водное, седое, жемчужное. В этих словах чувствуется любовь и романтика.

Но весел в море бирюзовом,

С латинским парусом челнок.

Гумилев так страстно, и в тоже время нежно, описывает природу. Сильным примером послужит стихотворение про ручей:

Сребристо-матовый ручей…

Рощи пальм и заросли алоэ,

Серебристо — матовый ручей,

Небо бесконечно — голубое,

Небо, золотое от лучей.

Я считаю, что цветопись — это важная часть поэзии. Она не только украшает слова, но и помогает пережать различные чувства, начиная от пылкой любви и заканчивая горестной утратой.




Цветопись в творчестве русских поэтов серебряного века