Д И. Фонвизин. Портрет писателя
Среди писателей последней трети XVIII века выдающееся место принадлежит Денису Ивановичу Фонвизину. Образованный и свободомыслящий человек, Фонвизин всю свою жизнь был врагом самодержавного произвола, врагом придворных вельмож, царских любимцев. Пушкин называет его «сатиры смелым властелином» и «другом свободы» , Фонвизин сумел так широко и правдиво нарисовать в своих произведениях современную ему русскую жизнь, что Белинский назвал его со чинения «живой летописью» эпохи.
В 1760 году, окончив гимназию. Фонвизин поступил в
Фонвизин продолжает интересоваться литературой и театром.
Комедия «Бригадир».
В 1766 году Фонвизин написал комедию «Бригадир». Еще до постановки пьесы в театре Фонвизин читал свою комедию и в писательских кругах, и в домах вельмож. И сама комедия, и мастерское чтение ее приковали к «Бригадиру» и его автору всеобщее внимание.
О комедии заговорили. На автора обратил внимание Н. И. Панин, руководивший
Одной из основных тем комедии «Бригадир» является обличение низкопоклонства дворянства перед Западом, в частности перед всем французским.
В центре пьесы стоит образ сына бригадира — Иванушки. Он получил воспитание в пансионе, содержателем которого был француз, бывший кучер. После этого он некоторое время про вел в Париже, к это окончательно вскружило его небогатую умом голову.
Приехал он оттуда совеем офранцуженным, с модными манерами и с презрением ко всему русскому. Говорит он какой-то нелепой французско-русской речью и всячески подчеркивает свое высокомерно-презрительное отношение к русским обычаям и нравам, к родному языку.
Но в комедии поставлена не только эта тема. Здесь затронуты многие стороны жизни и нравов помещичьего класса. Тип грубого и невежественного деспотавоенного дан в образе бригадира. Советник — плут и взяточник, наживший взятками состояние, лицемер и ханжа.
Особенно жизненно правдив и выразителен образ бригадирши Лкулпны Тимофеевны. Это скупая, ограниченная и забитая женщина, но не лишенная добродушия, безропотно покоряющаяся мужу и по своему невежеству восхищающаяся своим дураком-сыном. Фонвизину удалось первому из русских писателей создать настоящую русскую пьесу.
В ней были живые люди, которые говорили простым разговорным языком и действовали в правдиво нарисованной бытовой обстановке.
Фонвизин выступил на борьбу со всем этим злом: он написал свою замечательную комедию «Недоросль», Комедия имела исключительный успех у публики. Один из современников так вспоминает о первом представлении «Недо росля»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Особенное восхищение у зрителей вызвал Стародум, идеи которого были близки передовой части общества, обратившей особенное внимание на политическое содержание комедии.
В речах Стародума были высказывания, которые отражали взгляды наиболее передовых п просвещенных людей того времени. Битовая сторона ЖИЗНИ была подвергнута обличению также с точки зрения этих передовых взглядов.
В журнале «Собеседник любителей российского слова» Фонвизин попечатал спои «Вопросы». Екатерина, принимавшая участие в журнале, ответила на эти «Вопросы». По этим ответам видно, как Екатерина была раздражена смелостью и вольномыслием автора «Вопросов».
Фонвизин, например, поставил вопрос о политике императрицы в области законодательства: «Отчего в пек законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?» Екатерина прикрикнула на автора: «Оттого, что сие не есть дело всякого». Фонвизин спрашивает: «Отчего в прежние время а шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а нынче имеют и весьма большие?»
В другом номере «Собеседника» появилась статья Фонвизина «Челобитная Российской Минерве от российских писателей». «Челобитная» — прошение от русских писателей к Екатерине II с жалобой на угнетение литераторов и литературы вельможами, у которых «умы не родовые, а жалованные». После этой статьи Фонвизину закрыли доступ к печати. Следующая приготовленная им статья «Всеобщая придворная грамматика» не была допущена в печать и распространялась уже в рукописном виде.
Эта статья Пыла направлена против правительства, вельмож, придворных подхалимов. Вот отрывки из этой статьи:
«Вопрос. Что есть придворная грамматика? Ответ. Придворная грамматика есть наука хитро льстить языком и пером.
Вопрос. Что значит — льстить? Ответ.
Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным пргятна, а льстецу полезна… Вопрос. Что есть придворный падеж? Ответ. Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости.
Впрочем, часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже; снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным».
В 1788 году Фонвизин предпринимает попытку начать издание журнала, который должен был называться «Друг честных людей, или Стародум», но смерть прервала работу. Умер Фонвизин 1 декабря 1792 года.
Д И. Фонвизин. Портрет писателя