«Да святится имя Твое!»

«Человек пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья», — эти слова из очерка А. И. Куприна можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству.

Он был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипу­чая. Громадная жажда жизни, стремле­ние все знать, все уметь, все испытать самому.

Это все он — писатель Алек­сандр Иванович Куприн.

Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел жиз­ненный опыт заставить

служить твор­честву.

Александр Иванович Куприн — при­знанный мастер короткого рассказа, ав­тор замечательных повестей. В них ши­рокая, многообразная картина русской жизни конца прошлого века и начала ны­нешнего.

Великий жизнелюбец, А. И. Куприн ве­рил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви — эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художни­ков, композиторов. Не обошел эти темы и Куприн.

С присущими ему высоким ху­дожественным вкусом, тонким понима­нием психологии своих героев он пишет о любви.

Безусловно,

самой поэтичной вещью А. И. Куприна стал «Гранатовый брас­лет» — прекрасный рассказ о неразде­ленной великой любви, любви, «кото­рая повторяется только один раз в ты­сячу лет».

В рассказе «Гранатовый браслет» А. И. Куприн создает несколько симво­лических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рас­сказа.

«В середине августа, перед рождени­ем молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свой­ственны северному побережью Черно­го моря». Это начало рассказа. Описа­ние пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону имеет ог­ромное значение.

Если под «молодым месяцем» понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то читателю представлена вполне реальная картина.

«Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно перемени­лась. Сразу наступили тихие безоблач­ные дни, такие ясные, солнечные и теп­лые, каких не было даже в июле».

Эта перемена и есть та самая возвы­шенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе. Следующим символом следует назвать княгиню Веру Николаев­ну. Куприн описывает ее как независи­мую, царственно спокойную, холодную красавицу.

Символ Красоты.

«…Вера пошла в мать, красавицу англи­чанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Вера Николаевна благо­родная, удивительная женщина.

Немалое значение отводит Куприн «тучному, высокому, серебряному стар­цу» генералу Аносову. Именно ему по­ставлено в задачу заставить Веру Нико­лаевну отнестись к любви таинственно­го Г. С. Ж. более серьезно.

Своими размышлениями о любви гене­рал помогает внучке с разных сторон по­смотреть на свою жизнь с Василием Льво­вичем. Ему принадлежат пророческие сло­ва: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Генерал Аносов символизирует собой мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю свою жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышен­ную любовь и передает свою уверен­ность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал по­дарок на день рождения Вере Никола­евне.

В роли этого подарка выступил новый символ той самой любви, в которую ве­рил генерал Аносов, и о которой мечтает каждая женщина, — гранатовый брас­лет. Он ценен Желткову тем, что его но­сила его «покойная матушка», кроме то­го, старинный браслет имеет свою исто­рию: по семейному преданию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам, и охраняет от насильственной смерти…

Вера Николаевна и на самом деле нео­жиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя».

Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точ­но кровь!»

Любовь, которую символизирует брас­лет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества. Желтков — толь­ко мелкий бедный чиновник, а Вера Ни­колаевна — княгиня.

Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не затушит его прекрасное чув­ство: «…Ваш до смерти и после смерти покорный слуга».

К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Ано­сова и мучается тяжелейшим для нее вопросом — что это было: любовь или сумасшествие?

Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца.

Он принимает свое чув­ство как Божий дар, как великое счас­тье: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как гро­мадное счастье, любовь к Вам».

И не проклинает он судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря люби­мой: «Да святится имя Твое!» И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека — гранато­вый браслет…

Этот рассказ А. И. Куприна обрел веч­ную жизнь, его будут читать, пока не ум­рет на земле любовь, а этого никогда не случится.




«Да святится имя Твое!»