Действие романа Артура Хейли «Колеса»

На «колесах» реальных событий и фактов, облеченных в форму романа, въехал в жизнь российских читателей американский писатель Артур Хейли. Его книга «Колеса», написанная в 1965-1968г., стала бестселлером наравне с «Отелем», «Аэропортом» и другими творениями этого писателя. Для своих произведений Артур Хейли выбрал не совсем обычный жанр — производственный роман, где публицистические факты тесно переплетаются с жизненными перипетиями вымышленных персонажей.

Писатель проявляет себя в романе сторонним наблюдателем за жизнью

автомобильной компании «Дженерал моторс» как целого, кипучего организма и за жизнью отдельных его молекул — людей.

Действие романа происходит в американском городе Детройте — колыбели автомобильной промышленности. Три могущественных автомобильных компании — «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» — сосуществуют в этом царстве техники. Артур Хейли раскрывает нам сердце, сущность, систему взаимодействий и отношений одной из них. Роман «Колеса» очень реалистичен: писатель открывает читателям массу проблем, волнующих американцев в то время, причем некоторые из них приобрели

статус «вечных». Прежде всего, А. Хейли тревожит проблема конвейера: люди не выносят однообразного, монотонного труда, требующего лишь тупой сосредоточенности и отработанных движений.

После дня такой работы человеку требуется эмоциональная разгрузка, и он начинает творить беспредел: красть, затевать драки, устраивать забастовки, которые, порой, не имеют обоснования. Конвейер — это ад, из которого трудно выбраться, так как за стенами безработица, нищета и голодная смерть. Люди привыкают к шуму машин и однообразному прикручиванию болтов, но эта работа им ненавистна. На автомобильном заводе большинство рабочих — негры.

Немногие из них могут впоследствии подняться по служебной лестнице и стать мастерами, поэтому существует открытая вражда между белыми, которым в силу их изначального происхождения дано больше шансов выбраться из нищеты и, имея способности, сделать себе карьеру, и неграми, не имеющими такой возможности.

А. Хейли обращает особое внимание на проблему расизма в Америке. Сцена, когда полицейский избивает негра только за его появление на улице, говорит о правовой незащищенности этой расы. Но на заводе борются с расизмом: специальные комитеты защищают права чернокожих рабочих.

К «вечным» проблемам можно отнести взяточничество и преступность. За рекламу свадьбы дочери один из влиятельных мастеров завода отправляет по конвейеру особую машину, оцененную дешевле, а оснащенную лучше остальных, чтобы отблагодарить своего покровителя. Борьба «белой» и «черной» мафии на заводе приводит к множеству людских смертей.

Но особенностью романов А. Хейли является разнообразие поставленных проблем: наряду с глобальными стоят мелкие человеческие трудности в отношениях. Что делать, если муж настолько занят своими техническими идеями, что почти не уделяет внимания жене? Один из главных персонажей романа — Адам Трентон — слишком увлекся работой над новым проектом компании — машиной «Орион».

Это чуть не привело к распаду семьи. «Нужна ли столь сильная преданность делу?» — задает вопрос писатель, предоставляя каждому право решать.

Но не стоит воспринимать роман «Колеса» как одну большую проблему: вместе с жизненными трудностями в нем описано рождение автомобильного шедевра — «Ориона». Как за ребенка боится мать, так беспокоятся конструкторы, дизайнеры, испытатели за судьбу своего «новорожденного». Понравится ли он покупателям, будет ли он удобен, красив, техничен, не придется ли потом снять его с производства за какие-то недоделки и неполадки? К каждому звуку прислушиваются творцы «Ориона» во время испытаний: они уже не ласковые родители, а придирчивое жюри, желающее выпустить в свет настоящий шедевр. Процесс создания машины увлекает и заинтересовывает.

Талантливейшие люди работают над «Орионом». Дизайнер Бретт Дилозанто вносит в консервативный мир внешности автомобиля свежую струю идей модернизма. Он хочет, чтобы «Орион» сочетал в себе элегантность и свободу, являющиеся идеалом людей.

Детальность описаний в романе дает понять, что А. Хейли тщательно изучил работу автомобильных компаний, а отсутствие лишних технических подробностей характеризуют его как хорошего, опытного писателя. В романе события развиваются параллельно. Об этом говорит даже начало многих глав: «А в это время…» Весь роман направлен на демонстрацию постоянного движения жизни в компании. Нет ни минуты покоя, остановки: все и вся, от людей до машин, движется, что-то производит, работает. Остановишься — смерть.

Компания умрет, ее раздавят конкуренты, а подняться вновь стоит огромных усилий. Все, от первой до последней сцены, говорит о динамичности жизни в романе: начинается произведение с реакции глав компаний на критическую статью в газете, с их действий с целью опровергнуть все сказанное, а заканчивается роман сценой обсуждения нового автомобильного проекта «Фарстар».

В романе «Колеса» А. Хейли показал нам сцены из жизни американцев, частиц огромной компании, которая затягивает их в работу и не дает вырваться из заколдованного круга. А жизнь вокруг продолжается. Стоит ли жить по таким меркам, исключающим всякую связь с внешним миром?

Для американцев — это норма. Но писатель считает, что человека должны волновать не только материальные блага. Душа должна наслаждаться общением с природой, людьми, самим собой, а не только с машинами.

Роман оставляет впечатление проникновения в запретную зону. Это очень живое, увлекательное произведение, написанное великолепным языком и раскрывающее психологию американцев. Я бы посоветовала прочесть его каждому.

Анастасия Егорова




Действие романа Артура Хейли «Колеса»