Действительно ли нет пророков в своем Отечестве?
Сочинение на тему размышлений двух философов Григорьева и Розанова. И порой судьбы этих пророков, как и их мысли, бывают удивительно сходны. Говоря это, я имела в виду двух русских философов Аполлона Григорьева и Василия Розанова. Эти очень тонкие, если не сказать великие, мыслители, к сожалению, не были поняты современниками и, увы, почти забыты сейчас.
И самое интересное в их творчестве то, что, сохраняя свою индивидуальность, эти художники сумели выразить почти одинаковое отношение к вещам.
Например, оба писателя верят в безусловную
И не надо никаких слов. Вот чего нельзя с иностранцем».
Но Розанов, в отличие от Григорьева, увидел еще «оборотную сторону» русских: «Вот и я кончаю тем, что все русское начинаю, ненавидеть… Это заспанные лица, неметеные комнаты, немощеные улицы… Противно, противно» .
Григорьев говорит об иррациональности человеческой натуры: «Для меня нет опытов, я вечно впадаю в стихийные стремления». А Розанов
То же, что Григорьев? То же, но — глубже. Мысль о «суете сует» — мысль великой книги Экклезиаста — тоже находит свое отражение у философов.
Она «возникает все явственнее и резче и неумолимей» перед Григорьевым; а Розанов говорит о суетности: «…я не выношу самого шума». В вопросах отношения к Некрасову писатели расходятся, но совсем немного. Для Григорьева он — «хоть и великий человек» , а для Розанова — «хоть и великий человек» . «…У Некрасова есть страниц десять стихов до того народных, как это не удавалось ни одному из наших поэтов и прозаиков».
Отношение же Розанова к другим «народным обличителям» гораздо категоричнее. Вот как он отозвался о Щедрине: «Как «матерой волк», он наелся русской крови и сытый отвалился в могилу». А Григорьев указывает лишь на безверие писателей этого направления.
Но в целом Розанов и Григорьев — это гении созерцания. И девизом их творчества могли бы стать слова Василия Васильевича Розанова: «Малую травку родить — труднее, чем каменный дом разрушить…»
Действительно ли нет пророков в своем Отечестве?