Декамерон
«Декамерон» — в переводе с греческого — «десятидневник» — это книга, состоящая из 10 частей названных Днями, в каждой из которых по 10 отдельных, не связанных друг с другом новелл. Произведение было написано Джованни Боккаччо в 1350-1353 годах и стало его «визитной карточкой». Благодаря именно этому художественному произведению осуществилось пророчество о великом мастере: «…никогда ты не будешь забытым».
Когда «Декамерон» напечатали, на его автора сразу же обрушилась популярность и слава.
Количество восхищенных
В Россию «Декамерон» сначала «пришел» не полностью. Сначала в 18 веке перевели самые «скромные», по мнению цензоров того времени, новеллы. Потом некоторые новеллы перевел К. Н. Батюшков. Классическим же переводом считается перевод 1892 года А. Н. Веселовского.
Книга была известна в Европе до такой степени, что несколько фабул использовал в своих произведениях великий Шекспир.
Сюжеты для «Декамерона» были
Начинается книга с Введения, где автор пространно рассуждает о понятии и чувстве любви, о ее быстротечности, о той культурной и нравственной обстановке, в которой он живет, о том, как он был сражен стрелой Амура, но излечился от этой «душевной болезни» и сможет теперь наконец-то не предвзято начать свое повествование. Боккаччо говорит, что: «В этих новеллах встретятся забавные и печальные случаи любви и другие необычайные происшествия, приключившиеся как в новейшие, так и в древние времена. Читая их, дамы в одно и то же время получат и удовольствие от рассказанных в них забавных приключений и полезный совет, поскольку они узнают, чего им следует избегать и к чему стремиться».
Книга поделена на 10 частей, которые названы Днями. Вначале каждой части, перед началом новелл, Боккаччо дает сквозной сюжет, в котором описывает события происходящие с главными героями. Перед первой новеллой первого Дня он знакомит всех главных героев: «Во вторник утром в досточтимом храме Санта Мария Новелла, когда там почти никого не было, семь молодых дам, одетых, как было прилично по времени, в печальные одежды, простояв божественную службу, сошлись вместе; все они были связаны друг с другом дружбой, или соседством, либо родством; ни одна не перешла двадцативосьмилетнего возраста, и ни одной не было меньше восемнадцати лет». Боккаччо говорит, что называет «досточтимых дам» специально вымышленными именами, чтобы никто не узнал реальных людей, с которых написана эта книга. Достоверно неизвестно, но, видимо, такие реальные люди, существовали: «Из них первую и старшую по летам назовем Пампинеей, вторую — Фьямметтой, третью — Филоменой, четвертую — Емилией, затем Лауреттой — пятую, шестую — Неифилой, последнюю, не без причины, Елизой».
Автор уточняет возраст и трех молодых кавалеров: «Из них одного звали Памфило, второго — Филострато, третьего — Дионео;», которые присоединились к дамам: «из которых самому юному было, однако, не менее двадцати пяти лет». Все десять главных героев наследники знатных людей, аристократов или чиновников, следовательно, имеющие хорошее образование, знающие иностранные языки, сформированные, как личности, на примере античного искусства, которое в эпоху Ренессанса было особенно воспето. Молодые люди формируют новое настроение эпохи Возрождения, главными из которых является жажда жизни, тяга к искусству и творческой мысли.
Основная идея всех рассказанных ими историй — это осмеяние аскетических нравов средневековья, в котором они живут, желание иметь моральное право на «земные радости».
Боккаччо устами главных героев высмеивает пороки всех итальянских высших слоев общества. Героями новелл часто становятся монахи и католические служители, хитрые купцы и торговцы, храбрые рыцари. Даже правящим монархам и вельможам достается от его острого словца. Феномен популярности «Декамерона» в том, что некоторые новеллы носят разоблачительный и непристойный на то время характер, например, часто героями сделаны конкретные люди, популярный на то время художник Джотто, поэт Гвидо Кавальканти, законовед Форезе де Раббата.
Героями становятся и обычные крестьяне, местные доктора, рыбаки и прочие ремесленники. Перед каждым днем автор рассказывает, что случилось с главными героями вчера, и что они будут делать сегодня. Например, перед первой новеллой Десятого Дня он рассказывает: «Кончен девятый день Декамерона и начинается десятый и последний, в котором, под председательством Памфило, беседуют о тех, которые совершили нечто щедрое или великодушное в делах любви либо в иных…»
Познакомив главных героев в храме Санта Мария Новелла, Боккаччо отправляет их в увлекательное путешествие за город, чтобы переждать там чуму. Они бегут от смерти, дышащей им в спину, и на зло судьбе устраивают «пир во время чумы». Очень подробно описывает автор все ужасы того заболевания и скорость его распространения. Эпидемия чумы, охватившая Флоренцию в 1348 году принесла с собой горе, слезы и ощущение неизбежности. Хаос, смятение и ужас, охвативший жителей, являются эмоциональным контрастом всему произведению, пронизанному юмором, сарказмом и уличении лжецов и плутов.
По приезду на загородную виллу было решено установить правила поведения. Каждый день выбирался король или королева. «И бремя и честь» — так объясняет автор смысл назначения. Лавровый венок — отличительный знак правящего в этот день. «С тех пор, пока держалось их общество, венок был для всякого другого знаком королевской власти или старшинства».
Король или королева решали, какую тему будут обсуждать в этот день. Например: «Кончен третий день Декамерона и начинается четвертый, в котором, под председательством Филострато, рассуждают о тех, чья любовь имела несчастный исход», или: «Кончен шестой день Декамерона и начинается седьмой, в котором, под председательством Дионео, рассуждают о шутках, которые из-за любви либо во свое спасение, жены проделывали над своими мужьями, было ли то им в домек, или нет». Каждый рассказывал что-нибудь, на его взгляд, занятное. В конце каждого Дня «коронованная особа» назначала следующего короля или королеву и неизменно все вместе пели какую-нибудь песенку или канцону и танцевали.
Боккаччо устами главных героев поднимал актуальные на то время темы: о превратностях судьбы, но в итоге — достижении желаемой цели; о любовных приключениях, как с благополучным концом, так и с трагическим; о неподобающем поведении священства и их разоблачении.
Тема юмора поднимается неоднократно, причем, как о подшучивание над отдельными личностями, так и женами над мужьями или наоборот. Отличительной чертой каждой новеллы является краткое ее содержание. Например, в первом Дне вторая новелла начинается так: «Еврей Авраам, вследствие увещаний Джианнотто ди Чивиньи, отправляется к римскому двору и, увидев там развращенность служителей церкви, возвращается в Париж, где и становится христианином».
Декамерон