Денис Иванович Фонвизин Недоросль Анализ произведения
В творчестве Фонвизина одной из основных является тема воспитания молодого дворянина. Наиболее полно и глубоко она развивается в его комедии «Недоросль». Но автор ставит проблему гораздо шире. Само воспитание Митрофанушки является результатом всего социально-бытового уклада помещиков-крепостников.
Так пьеса о воспитании постепенно перерастает в резкое обличение крепостничества в целом. Это первая в России социальная комедия-сатира. В композиции этого произведения автор еще следует традициям классицизма.
Он соблюдает
Экспозицией является первая сцена, в которой описывается примерка кафтана. Далее следует завязка первой сюжетной
Линии — любовной, это письмо Стародума. Завязка второй сюжетной линии — общественной — соотносится с появлением Правдина. В третьем и четвертом действиях происходит усиление развития любовной линии.
Развязки их происходят в пятом действии: общественная линия завершается тем, что над имением устанавливается опека, а любовная линия оказывается статичной, потому что Софья соединяется с Милоном.
Принципы типизации характеров героев также идут из традиций классицизма. Персонажи резко разделены на положительных и отрицательных. Односторонность их характеров подчеркнута и «говорящими» именами.
По фамилиям дворян можно судить об их моральных качествах: Простаковы, Скотинин, Стародум, Правдин, Милон, Софья, Митрофан ; фамилии же остальных персонажей недворянского происхождения указывают на их общественное положение или профессию, например: Кутейкин, Цыфиркин. Характеры героев постоянны и никогда не меняются на протяжении всей пьесы, поэтому отрицательное лицо не может стать положительным, и наоборот.
Но Фонвизин стремится показать людей живыми и действующими, а не только говорящими, и достигает он такого эффекта при помощи углубления психологии, изображения быта и естественности их речи.
Кроме того, в комедии звучат раздумья драматурга о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До выхода пьесы Фонвизина слово «недоросль» не имело отрицательного значения. Недорослями в то время назывались дворянские дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, назначенного Петром I для поступления на государственную службу.
У Фонвизина же это слово приобрело новый — иронический смысл.
Митрофанушка назван недорослем не только из-за своего возраста, но и потому, что он оказывается полным невеждой, который не знает арифметики, географии, не умеет отличить прилагательное от существительного. Он также является недорослем еще и в нравственном отношении, так как не уважает достоинство других людей: ведет себя очень грубо и нахально со слугами и учителями, заискивает перед матерью до тех пор, пока ощущает ее силу. Но когда Простакова лишилась власти в доме, сын грубо отталкивает ее.
Помимо всего перечисленного, Митрофанушка оказывается недорослем и в гражданском смысле, так как не дорос еще до понимания своих обязанностей перед государством.
Развязка комедии выглядела наставлением правительству Екатерины II.
Денис Иванович Фонвизин Недоросль Анализ произведения