Денис Иванович Фонвизин Недоросль Анализ произведения

В творчестве Фонвизина одной из основных является тема вос­питания молодого дворянина. Наиболее полно и глубоко она раз­вивается в его комедии «Недоросль». Но автор ставит проблему гораздо шире. Само воспитание Митрофанушки является резуль­татом всего социально-бытового уклада помещиков-крепостников.

Так пьеса о воспитании постепенно перерастает в резкое обли­чение крепостничества в целом. Это первая в России социальная комедия-сатира. В композиции этого произведения автор еще следует традициям классицизма.

Он соблюдает

правило трех единств: места, вре­мени и действия. В то же время единство действия выдерживается в пьесе уже не в полной мере, так как многие описательные сатирико-быто­вые сцены не нужны для развития основного сюжета, однако являются абсолютно необходимыми для полноты жизненного изображения.

Экспозицией является первая сцена, в которой описывается примерка кафтана. Далее следует завязка первой сюжетной

Линии — любовной, это письмо Стародума. Завязка второй сю­жетной линии — общественной — соотносится с появлением Прав­дина. В третьем и четвертом действиях происходит усиление раз­вития любовной линии.

Кульминацией одновременно любовной и общественной линий является похищение Софьи.

Развязки их происходят в пятом действии: общественная линия завершается тем, что над имением устанавливается опека, а любовная линия оказы­вается статичной, потому что Софья соединяется с Милоном.

Принципы типизации характеров героев также идут из тради­ций классицизма. Персонажи резко разделены на положительных и отрицательных. Односторонность их характеров подчеркнута и «говорящими» именами.

По фамилиям дворян можно судить об их моральных качествах: Простаковы, Скотинин, Стародум, Прав­дин, Милон, Софья, Мит­рофан ; фамилии же осталь­ных персонажей недворянского происхождения указывают на их общественное положение или профессию, например: Кутейкин, Цыфиркин. Характеры героев постоянны и никогда не меняются на протяжении всей пьесы, поэтому отрицательное лицо не мо­жет стать положительным, и наоборот.

Но Фонвизин стремится показать людей живыми и действу­ющими, а не только говорящими, и достигает он такого эффекта при помощи углубления психологии, изображения быта и есте­ственности их речи.

Кроме того, в комедии звучат раздумья драматурга о том на­следии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До выхода пьесы Фонвизина слово «недоросль» не имело отрицатель­ного значения. Недорослями в то время назывались дворянские дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, назначенного Петром I для поступления на государственную службу.

У Фонви­зина же это слово приобрело новый — иронический смысл.

Митрофанушка назван недорослем не только из-за своего воз­раста, но и потому, что он оказывается полным невеждой, кото­рый не знает арифметики, географии, не умеет отличить прила­гательное от существительного. Он также является недорослем еще и в нравственном отношении, так как не уважает достоин­ство других людей: ведет себя очень грубо и нахально со слуга­ми и учителями, заискивает перед матерью до тех пор, пока ощу­щает ее силу. Но когда Простакова лишилась власти в доме, сын грубо отталкивает ее.

Помимо всего перечисленного, Митрофа­нушка оказывается недорослем и в гражданском смысле, так как не дорос еще до понимания своих обязанностей перед государ­ством.

Развязка комедии выглядела наставлением правительству Екатерины II.




Денис Иванович Фонвизин Недоросль Анализ произведения