Детское восприятие мира в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

«Маленький принц» — трогательная, наполненная тонким лиризмом сказка, которую сразу же полюбили взрослые и дети. Маленьких читателей она захватывает интересным сюжетом, необыкновенными приключениями, которые происходят с волшебным мальчиком-принцем. Взрослым нравится философское содержание, которое заставляет задуматься над важными вопросами жизни и человеческих отношений, над такими вечными ценностями, как любовь, верность и чувства обязанности перед людьми.

Героем сказки выступает ребенок. В этом проявилась любовь Экзюпери

к детям и печаль о собственном детстве, которая всю жизнь не покидала его. А самое главное — уверенность писателя, что детское видение мира — естественнее, человечнее, а поэтому — правильнее, чем у взрослых.

Мир должен быть совсем не такой, каким его делают взрослые люди.

Маленький принц, этот любознательный космический путешественник, который путешествует с планеты на планету, встречаясь со взрослыми людьми, видит всяческие бессмыслицы: властолюбие, спесь, жадность, пьянство, черствость души… И эти бессмыслицы имеют силу, а все умное, хорошее, красивое — слабое. Но взрослые — странные люди,

они не замечают бессмыслицы, всякой ерунде предоставляют большой вес, а главное — красоту природы и человеческих отношений, правдивость, дружелюбие, искренность не видят и потому не признают.

Так как взгляд у них обезображен, он потерял чистоту и непосредственность, присущие ребенку. Конечно, в жизни могли бы быть другие отношения, если бы люди старались «приручить» друг друга, налаживать между собой связи, если бы они воспринимали мир не глазами, а сердцем. «Хорошо видит только сердце, главнейшего глазам не видно». Сердце воспринимает отношения между взрослыми людьми как бессмыслицу, но объяснить, почему в жизни происходит так, что эта бессмыслица берет верх над человеком, оно не может.

Здесь должен бы объяснять ум, здесь нужно было бы говорить о социальных взаимоотношениях людей, а их автор умышленно не затрагивает, его интересуют только моральные отношения.

Сказка заканчивается грустно, тем не менее у читателя она оставляет не только печаль, а и стремление к светлому, красивому, к тому, чтобы у взрослых людей в будничной суете, в мелочных хлопотах не умирала щедрость и искренность души, не угасало чистое видение мира, не притуплялось чувство ответственности за тех, кого мы «приручаем».

Есть произведения, которым не повезло, настолько они прекрасные. Это было бы парадоксом, если бы мы не видели это в жизни. Мыло «Алые паруса», пивной бар «Ассоль» — даже и такое было. Их образы стали банальными, так как пораженные ими люди тиражировали их с наилучшими намерениями.

К таким произведениям и принадлежит «Маленький принц» графа, авиатора и писателя Антуана де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» взрослые передали ребятишкам. Спасибо им. Кто-то из великих сказал, что для детей нужно писать, как для взрослых, только лучше.

Так Экзюпери и написал. Сказку о несуществующем принце, розе. Пилот и Лиса разговаривают с пришельцем… И взрослые не поняли, что перед ними не сказка, а притча, т. е. поучительный рассказ, в котором в чрезвычайно простой форме изложены важнейшие, а потому и самые сложные вопросы бытия. Недаром же Иисус Христос любил этот литературный жанр.

Притча о рисунках, которые воспринимаются в каждом возрасте по-своему, учит нас искусству понимания не только того, что все люди разные. Ну и что здесь понял бы 10-летний мальчик?

Только смешную историю о рисунке шляпы. Не менее интересно было бы разобраться с притчей о планетных королях. Вот пример настоящей власти, которой подчиняются даже астрономические явления: восход или закат солнца. Для мальчика здесь просто юмор.

Но не лучше ли будет обработать эту часть «Маленького принца» на общем заседании правительства и Рады. В самом деле, чуть ли не должен руководитель издавать свои Указы лишь тогда, когда настало благоприятное время, и лишь такие, которые отвечают нуждам этого времени. Лишь такой король не потерпит поражения.

Есть в «Маленьком принце» суровая и трагическая притча — рассказ о том, можем ли мы вернуться туда, откуда вышли, к тем, кто был нам близок. Последние горькие страницы, в конце концов, могут доказать, что перед нами не детская игрушка, а книга, наполненная раздумьями о человеке, его жизни, неразумных поступках и расплате.

План к сочинению

I. Разносторонняя одаренность А. де Сент-Экзюпери. А. де Сент-Экзюпери — французский писатель, летчик-профессионал. В детстве хорошо рисовал, играл на скрипке, в шесть лет начал писать стихи, сказки.

Еще в детстве с увлечением чертил схемы разных машин.

II. Прославление детства в сказке «Маленький принц».

1. «Все мы родом из детства». Писатель неоднократно повторял, что именно в детстве формируются главные черты характера человека и что безмерно счастлив тот, кто всегда с радостью возвращается в свое детство и кто на всю жизнь сохранил умение удивляться всему и хорошо, по-детски относиться к миру.

2. «Маленький принц» — сказка для детей и взрослых, которые не потеряли детскую способность фантазировать, поэтически и доверчиво воспринимать окружающий мир. Писатель в сказке призывает взрослых сохранять в себе детство, т. е. не терять способности понимать детей, смотреть на мир чистыми глазами ребенка. Большинство взрослых в произведении — ограниченные люди, для них существует лишь цена на вещи.

Они не замечают красоты и поэзии окружающего мира.

3. Жизнь Маленького принца на своей планете. Планета главного героя была очень маленькой. На ней находились три вулкана, которые нужно было каждое утро прочищать, росла роза, которую Маленький принц поливал.

У Маленького принца не было друзей, он чувствовал себя очень одиноким.

4. Путешествие в поисках друга. В поисках друга Маленький принц побывал на шести планетах. Те, кого он там встречает, не могут стать ему друзьями, так как они очень «взрослые», ограниченные люди: король без подчиненных, честолюбец, пьяница, деловой человек, который всю свою жизнь считал звезды, фонарщик, занятый бессмысленной работой, ученый — географ, который никогда не странствовал.

5. Лиса — настоящий друг Маленького принца. На седьмой планете, которой была Земля, Маленький принц, в конце концов, нашел друга. Лиса научила мальчика дружить.

Лиса и Маленький принц приручили друг друга, т. е. стали нужны друг другу. 6. Секрет мудрой Лисы. «Хорошо видит только сердце. Главнейшего глазами не увидишь. Ты навсегда берешь на себя ответственность за того, кого приручил». 7. Маленький принц — олицетворение чистого детского мировосприятия.

Только человек с чистым бескорыстным сердцем ребенка знает настоящую цену вещам, воспринимает мир сердцем, так как главнейшего нельзя увидеть глазами.

III. «Маленький принц» — поэтическая сказка-притча о смысле жизни. В сказке «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери высказал свою заветную мысль: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Человек не может прожить без любви и дружбы, ему, как чистая родниковая вода, нужны также поэзия, красота, доброта.




Детское восприятие мира в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»