Диалог о жизни и творчестве Гюго

Виктор Гюго всей своей жизнью подтверждает верность собственным убеждением. Именно это принудило его покинуть Францию в 1851 году. В 1859 году французская империя объявила Гюго амнистию, однако писатель не принял ее: «Когда вернется свобода, вернусь и я», — ответил Гюго. В 1871 году, в дни Парижской Коммуны, писатель занял активную гражданскую позицию. Однако при этом он всегда оставался гуманистом, осуждая насилие, убийство, кровавые расправы.

Для писателя ничего не было более ценным, чем человеческая жизнь. И эти идеалы он воплотил в историческом

романе «Собор Парижской Богоматери», с которым мы познакомимся на следующих уроках.

Дополнение Возможные варианты текстов инсценировок

«Дискуссия Огюстена Сент-Бева и критика-сторонника классицизма».

Критик. Господин Виктор Гюго, который подавал надежды, и все видели, что в нем вызревает талант поэта великой Франции, просто предал идеалы монархии.

Сент-Бев. Пришло новое время! А вы, уважаемый, просто не понимаете того, что изменение сознания требует и новой поэзии.

Человека нужно изображать в неразрывной связи с его внутренним миром, изображать острые социальные конфликты, напряженную

борьбу разных общественных сил. Поэт должен придерживаться принципа свободы в искусстве, и Виктор Гюго своим сборником «Восточные мотивы» доказал это.

Критик. Но вы просто косматое племя, которое замахнулось на основы классической поэзии, которое не придерживается литературных норм, литературных законов и правил. И во главе этого племени — Гюго!

Сент-Бев. Повторяю, общество вступило в новую эру. И ему нужна новая литература, новое искусство, которое интересует живая жизнь, человек.

Драмы Виктора Гюго — вот пример.

Критик. А Ода «Молодой Франции»?! Это политическая беспринципность!

Сент-Бев. Ошибаетесь, уважаемый, изменение во взглядах Гюго на историю, ее ход — закономерно, это эволюция поэта. Он поступает по законам совести.

А совесть — это верная спутница истинного прогресса.

«Диалог поэта-начинающего, который приехал из французской провинции, и поэта-парижанина».

Поэт-Начинающий. Альфред де Виньи, Александр Дюма, Огюстен Сент-Бев, Ежен Делакруа… Как много непревзойденных художников, славных имен!

А Виктор Гюго?! Его «Оды и баллады» — это океан поэзии!

Поэт-Парижанин. Вы абсолютно правы! Поэзия Гюго и в самом деле океан, в шуме волн которого особенно ощутимы мысли поэта.

Поэта, который встает на защиту свободы. «Поэт свободный в выборе своих тем», — провозглашает он. Свои чувства и убеждения он гениально воплотил в образах экзотического Востока, который является будто символом индивидуального, неповторимого!

Поэт-Начинающий. Да, Вы имеете в виду его «Восточные мотивы». Я читал этот сборник.

Поэт-Парижанин. Как это не похоже на поэзию классицизма! Героические образы греческих патриотов, динамический образ Мазепы…

Разве они не являются проявлением страсти Гюго к свободе?!

Поэт-Начинающий. Не кажется ли Вам, что «Восточные мотивы» — это будто симфония красок?

Поэт-Парижанин. Да, этот сборник Гюго — один из наилучших образцов яркой, пластической, динамической поэзии.

Поэт-Начинающий. А его сборник «Осенняя листва»!

Поэт-Парижанин. Поэт будто прислушивается к себе, к миру. Он раздумывает над человеческими судьбами.

Это поражает!

«Разговор студентов Сорбонны».

1-й студент. Не были ли Вы вчера на спектакле «Эрнани» Виктора Гюго? Говорят, это было рождением нового, настоящего романтического театра.

2-й студент. Да, я видел спектакль. Относительно нового театра, то его основы были провозглашены Гюго еще в предисловии к драме «Кромвель», которую он написал тремя годами раньше, в 1827-м.

1-й студент. К сожалению, я не достаточно хорошо знаком с творчеством Гюго. Не можете ли Вы мне объяснить, почему так важно это предисловие?

2-й студент. Это настоящий манифест романтизма! Гюго считает, что не должно быть в искусстве никаких правил, кроме законов природы.

Ничто не должно ограничивать свободу мысли и творчества. Он провозгласил принцип изображения жизни на контрастах, а гротеск существенной составляющей романтической поэзии. Поэзия же эта, по мнению Виктора Гюго, должна отображать наиболее яркие, характерные моменты жизни, воплощая свободную фантазию художника.

1-й студент. Почему все эти положения писатель высказал в предисловии к драме?

2-й студент. Так как драму Гюго провозгласил наиболее действенным родом современной литературы. Он очень образно назвал драму концентрическим зеркалом, которое собирает и конденсирует лучи, превращая мерцание в свет, а свет — в пламя.

1-й студент. Да, это действительно настоящий манифест!

2-й студент. И при этом, обратите внимание, Гюго остается высоконравственным человеком. Большое значение он предоставляет вере. К добру и справедливости, по его словам, человечество приведет христианство.

Оно является живым источником литературы, поскольку христианство воплощает вечную борьбу добра и зла, вечного и тленного, высокого и низкого.




Диалог о жизни и творчестве Гюго