Дидро и энциклопедисты. Анализ повести «Монахиня»

Дидро в течение четверти века стоял во главе грандиозного предприятия — издания знаменитой «Энциклопедии». Материализм Дидро далеко опередил философ систему Вольтера. Дидро стоял на пороге диалектического материализма.

Жизнь его полна самой напряженной борьбы, самой энергичной деятельности в области мысли и весь проста, бедна событиями в житейском течении. В 1750 издатель Лебретон пригласил его в качестве редактора «Энциклопедии».

Работа над ней захватила его. «Энциклопедия» издавалась 30 лет. Д’Аламбер не выдержал

напряжения борьбы и отошел от руководства изданием. Дидро один довел дело до конца.

В издании участвовали все просветители: Руссо писал статьи о музыке, Тюрго — о политэкономии, Бюффон — о естественных науках. Статью «Разум» написал Вольтер. Монтескье дал интересную работу по эстетике. По вопросам религии писал Гольбах. «Энциклопедия» — огромное коллективное литературно-публицистическое, полемическое произведение, чем научный справочник в прямом смысле. Папа Климент13 в специальном послании 1759 осудил «Энциклопедию» на сожжение.

Французские иезуиты в память этого события выбили медаль

с колоритной надписью «Попранная нечестивая мудрость». На медали были изображены глобус и книга., придавленные крестом. Последний Вселенский собор под председательством папы Павла6 отменил Индекс.

Дидро больше, сем кто-либо из просветителей, занимался вопросами теории искусства. Музыка, живопись, скульптура, теория драматургии и сценического мастерства входили в круг его интересов. В эстетических трудах много тонких наблюдений, бесценных для художника и ценителя искусства.

Драматургическая теория Дидро — важнейший вклад в область театрального искусства. Реформа театра, задуманная Дидро, исходила прежде всего из полит задач. Искусство необходимо приблизить к жизни, из небесных сфер. Фантазии и иллюзий спустить на землю со всеми ее проблемами и конфликтами.

Классицистическую трагедию Дидро предложил заменить новым жанром — драмой, посвятив ее современности и героям — простолюдинам. В пьесы Дидро в качестве основного эмоционального средства воздействия на зрителя водит элемент чувствительности.

В 1760 Дидро написал роман «Монахиня», разоблачавший преступления церкви. Девушку Сюзанну Симонен, вопреки ее воле, определяют в монастырь. Девушка умна, красива, здорова, природа создала ее для жизни.

Общество, руководствуясь предрассудками, обрекает ее на аскетическое отречение от всех желаний и интересов.

Природа создала ее свободной. Общество, руководствуясь противоестественной моралью, заковало ее в кандалы. Все против нее. Игуменья Арпажонского монастыря преследует молодую девушку преступными притязаниями, питая к ней противоестественную страсть. Сюзанна бежит из монастыря.

Но перед ней грозная сила предрассудков. Теперь она становится человеком вне закона. Роман написан в форме записок — исповеди.

Героиня, как видит ее читатель, — чуткая. Отзывчивая, наивная, немножко склонная к рефлексии девушка. Она глубоко религиозна, и тем не менее каждый ее поступок, каждое движение ее сердца являются протестом против религии. Наивным простосердечием дышит каждая строка повести: все описания лаконичны, сведены до минимума. Здесь нет многоцветных картин природы, нет лирических страниц, раскрывающих поэзию чувств.

Перед нами достаточно сухая, почти протокольная запись.




Дидро и энциклопедисты. Анализ повести «Монахиня»