Для поражения есть тысяча причин, но ни одного оправдания
Когда-то эту фразу сказал Майк Рейд. Чтобы согласиться или опровергнуть эту мысль, предлагаю разобраться со значением слова «поражение». Поражение — неудачный исход каких-нибудь действий, проигрыш в состязании, споре, неудача, разгром. На своем жизненном пути человек не один раз встречается с поражением лицом к лицу.
Бывает так: человек, принявший поражение в какой-либо ситуации, старается найти как можно больше оправданий для себя, и делает это так, чтобы оправдания выглядели, как причины его неудач.
Чтобы доказать свою точку
Первый пример попытки выдать оправдания за причины можно увидеть в повести Василя Быкова «Сотников».
В этой повести есть момент, когда Рыбак вступает в ряды полицаев и казнит своего напарника, Сотникова, а также других, ни в чем неповинных людей. После казни он ищет себе оправдания, стараясь выдать их за причины.
Рыбак потерпел поражение, когда решился казнить людей, которые недавно были на одной с ним стороне двух противоборствующих сил. Ему не хватило решимости попытаться спасти этих людей, как он задумывал ранее, вместо этого он спас себя. Поняв,
Рассмотрим второй пример из повести Бориса Васильева «В списках не значился». Федорчук, один из персонажей повести, сдается немцам, не желая воевать, пытаясь спасти свою жизнь. Перед этим поступком он пытается доказать, что обороняться бесполезно, что «война от этого быстрее не кончится».
Он признал свое поражение, когда пошел к немцам с поднятыми руками. Его попытка доказать бессмысленность продолжения защиты крепости — это попытка оправдать принятое решение веской причиной.
Следующий пример можно привести из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой романа, Родион Раскольников, убивает старуху-процентщицу, а потом ищет причины, оправдывающие его поступок.
Одной из таких причин выступает идея наполеонизма. Раскольников посчитал себя человеком, которому дозволено все, в том числе и вершение над людскими судьбами. Он приводил эту причину себе в оправдание совершенного им убийства.
Но вскоре он понял, что «сверхчеловеком» не является и перестал оправдывать себя за содеянное.
Тот, кто уже принял свое поражение и продолжает искать оправдания, которые бы выглядели, как причины его поражения — не может смириться с таким итогом и будет продолжать искать их в каждом действии участника какого-либо спора, состязания, войны… И этот поиск будет происходить до тех пор, пока такие оправдания не примут как за настоящие причины, или к этому человеку не придет осознание бессмысленности этого «поиска».
Для поражения есть тысяча причин, но ни одного оправдания