Для учителя: один из возможных вариантов анализа драмы «Гроза»

В основе драмы «Гроза» лежит столкновение бесправных и угнетенных с купцами-самодурами. Этот конфликт слагается из ряда частных конфликтов. Однако ведущим в развитии действия является столкновение Катерины с «темным царством». С ним соотнесены, ему подчинены остальные конфликты, что придает всей пьесе стройность и законченность.

Очевидно, и при анализе текста мы должны сосредоточить внимание учеников на борьбе Катерины за свои права.

Особенность конфликта пьесы заключается также в том, что наряду со столкновением Катерины

с самодурами автор показывает глубокую внутреннюю драму Катерины: страстный порыв героини к свободе и счастью сталкивается с ее собственными представлениями о нравственности, сложившимися под воздействием того же «темного царства», против которого она «восстала». Не рассмотрев этого внутреннего конфликта, нельзя понять ни характера Катерины, ни идейного содержания социально-психологической драмы Островского. Предлагаем учителю один из возможных вариантов анализа драмы.

1. Основной конфликт драмы. Жизненные позиции героев. — 1 час.

2. Душевная трагедия Катерины. — 1 час.

3. Катерина в борьбе

за свои человеческие права. — 2 часа.

4. Самоубийство Катерины — вызов самодурной силе. Разрешение других частных конфликтов драмы. -1 час.

5. Катерина — луч света в темном царстве. Жанровое своеобразие пьесы. — 1 час.

6. Темное царство в драме «Гроза». «Гроза» на сцене. — 1 час.

С основными положениями статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве» учащихся целесообразно познакомить в процессе изучения текста драмы. На итоговых уроках ученики закрепят и систематизируют эти сведения. Вводя учеников в работу над текстом, учитель предложит им назвать основных героев пьесы, указать на их общественное положение, установить, где и когда развертываются события.

Чтобы вызвать у учеников зрительные образы, можно показать им картину И. И. Левитана «Вечер. Золотой плес». Картину, конечно, нельзя рассматривать как иллюстрацию к пьесе, более того, по своему стилю она далека от жанровой живописи Островского, но в данном случае мы не ставим своей задачей познакомить учеников с особенностями стиля драматурга.

Наша цель — дать представление о волжских пейзажах, взглянуть на них глазами человека далекого от калиновцев. Вот что увидел бы он, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где проходило действие пьесы.

Ученики обратят. внимание на колорит картины. Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые, золотистые краски воды и неба. Над рекой — поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. От картины веет тихим покоем.

В ней чудесно передана поэзия русской природы.

Включаем магнитофонную запись первого явления в исполнении артистов Московского, театра имени Маяковского. Откуда-то издалека доносится песня «Далеко, далеко степь за Волгу ушла…» В песне та же мягкая грусть, та же поэзия русской души, что и в картине Левитана.

Вместо звуковой записи спектакля театра имени Маяковского учитель может воспользоваться записью спектакля Малого театра.

На этом фоне особенно выразительно звучат слова Кулигина: «Чудеса! Истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу». Кулигин не только сам любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать,, «какая красота в природе разлита».

Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.

Тут же через отношение к природе автор раскрывает разницу в мировосприятии жителей города. В ответ на восторженные слова Кулигина слышится грубо-прозаическая реплика Кудряша «Нетто!» Кудряшу недоступна поэзия природы, и сам Кулигин для него человек не от мира сего, блаженненький: «Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у пас антик, химик!»

Продолжение диалога вводит нас в основной конфликт драмы. Что же узнаем мы из диалога о Диком и Кабанихе? Как относятся к купцам-самодурам Кудряш, Шапкин, Кулигин и в чем разница их жизненных позиций? — спрашиваем мы учащихся.

Обратим внимание учеников на то, что Кулигин и Кудряш сходятся в осуждении самодуров, но если Кудряш готов отстаивать свою независимость, то Кулигин предпочитает покориться силе диких. Так в пьесе намечаются два пути для людей «угнетенной партии»: бороться с самодурами или покориться.

Затем мы становимся непосредственными свидетелями столкновения самодуров и их жертв. Проводя беседу по второму и третьему явлениям, учитель предложит ученикам нарисовать портрет Дикого, рассказать об его отношении к домочадцам и жителям города, дать его речевую характеристику.

В представлении учеников Дикой — дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким голосом. Однако ученик А. нарисовал иной портрет Дикого. По его описанию, Дикой — маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками.

В таком описании есть своя логика. Оно указывает на полное ничтожество личности Дикого, ставит вопрос, почему же такой жалкий в сущности человек способен приводить в трепет окружающих его людей. Правда, при таком истолковании образа Дикого смягчается мрачный колорит темного царства, и не случайно сценическая традиция не знает подобного воплощения образа.

С коммерческой деятельностью купцов ученики уже познакомились при обзорном изучении комедии «Свои люди — сочтемся». В «Грозе» внимание Островского сосредоточено на семейных отношениях, но и здесь из отдельных реплик героев складывается картина грубого произвола, грабежа и стяжательства. Дикой откровенно обсчитывает мужиков, когда же те жалуются на него городничему, цинично заявляет: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам р вами о таких пустяках разговаривать!

Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» — и при этом фамильярно похлопывает городничего по плечу.

Обращение Дикого к городничему свидетельствует о том, что Дикой сознает свою силу — это сила денежного мешка. Поэтому так дорожит он каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства.

Пятое явление, имеющее исключительное значение для уяснения нравов темного царства.




Для учителя: один из возможных вариантов анализа драмы «Гроза»