Дмитрий Билоус. Сборники поэзий «Чудо калиновое», «Чары барвинка»

Цель: ознакомить учеников из жизненным и творческим путем выдающегося украинского поэта; развивать читательские навыки школьников, умение комментировать прочитанное; воспитывать чувство гордости за украинский народ, его историю, культуру, язык.

Оборудование: портрет поэта, выставка его сборников стихов разных лет издания; иллюстрации учеников и украинских художников к произведениям Д. Билоуса.

Ход урока.

І. Объявление темы, задач урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Известно ли вам имя поэта Д. Билоуса? Какие поэзии вы

знаете? .

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1. Вступительное слово учителя о Сумщине и выдающихся земляках.

Сумщина… Древняя и вечно молодая земля, овеянная легендами и славой. С глубокой давности здесь развивалась письменность, литература, фольклор.

С нашим краем неразрывно связаны имена таких выдающихся деятелей литературы: Пантелеймона Кулиша, Павла Грабовского, Александра Олеся, Остапа Вишни, Якова Мамонтова, Николая Волнового. Неизвестно, можно ли найти в мире лучше уголок, чем те места, откуда мы родом.

Село Курманы Недригайловского района — колыбель известного украинского

поэта, переводчика, лауреата Государственной премии имени Т. Г. Шевченко и литературной премии имени М. Т. Рыльского, Дмитрия Григорьевича Билоуса. Именно здесь 24 апреля 1920 г. в безоблачной синеве неба высоко пролетали журавли, искать старые гнезда, а в семье Билоусов — Анны Давыдовны и Григория Николаевича — родился сын, которого кротко назвали Митька. По народному поверью это означало: аисты принесли на своих крыльях.

Принесли весной, когда все живое потянулось к солнцу, а непокорная Сула, выпрямившись от зимней спячки, несла свои разбуженные воды куда-то аж за дальние повороты.

«Семеечка у моего отца была, как у того Емелюшки, о котором в песне поется: только он и она, и старик и старая, и две Христи в ожерелье, и две куклы в колыбели. Я был десятым ребенком, в самый раз «куклой в колыбели», когда старшие уже вели холостяцкую жизнь и дивували»,- вспоминает Д. Билоус.

Закончив 5 классов местной школы, воспитывался в детской трудовой коммуне г. Харькова, где в то время работал выдающийся педагог и писатель А. С. Макаренко.

Воспоминания автора: «Неправильно говорить в обществе, что меня окружало, неграмотно писать считалось позором.

И вот — овеянный мечтой филологический факультет Харьковского университета, где я стал однокурсником будущих выдающихся писателей Олеся Гончара, Григория Тютюнника, Михаила Пилипенко…».

В июне 1941 г. добровольцем идет в армию. На фронте был тяжело ранен. В 1943 г. после госпиталя работал на радиостанции «Советская Украина», которая рассказывала о партизанах.

Первый сборник юмора и сатиры «Осколочным» издал в 1948 г., со временем увидели мир его книги «Добрым людям на здоровье, врагам на безголовье» , «Веселые лица» , «Тарасовы шутки» и др.

Новой чертой в творчестве поэта стали стихи для детей и юношества.

Особенно полюбились юным читателям его сборники «Птичьи голоса» , «Упрямый Григорий» , «Григорий Крючок» . В 1990 г. за книгу «Чудо калиновое» Д. Билоус был удостоен звания лауреата Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко.

2. Комментируемое чтение и объяснение поэзий учениками и учителем.

Эта поэзия дышит в лицо теплом родной земли, так как нахожу в ней знакомые названия городов и сел Сумщины: Белая Береза, Терны, Лебедин, Ромны, Липовая Долина, Березов Овраг, Лука. Читая ее, ощущаю силу и величие родного края.

Мне понравилась поэзия «Чудесные краски». Д. Билоус знакомит нас с говорами разных местностей «от Сейма аж по Сян». Я узнала о синонимическом ряде к слову аист.

Когда я прочитала поэзии «Слитки золотые» и «Как царь повелел», то на душе было радостно и легко, и настроение хорошее появилось. Они написаны понятно и очень просто, помогают нам усвоить правила грамматики.

В поэзии «Щедрый вечер» Д. Билоус описывает наши обряды и обычаи. Мне бабушка рассказывала, как праздновала Щедрый вечер ее семья очень давно. А теперь моя мама каждый год варит кутью на Щедрый вечер, а отец зовет Мороза, Метель на ужин.

Автор желает, чтобы мы не забывали семейных наших обычаев.

Поэзию «Березовая каша» мы читали всей семьей. Сильгее всего смеялись мы с сестричкой, так как зачастую нам с ней перепадало, той «каши березовой». Теперь я знаю происхождение этого выражения.

3. Рассмотрение иллюстраций украинских художников.

Ученики подбирают строки из поэзии к иллюстрациям, указывают художественные средства, с помощью которых удалось воссоздать красоту родного края.

IV. Итог урока.

Поэзия Д. Билоуса волнует читателей. Затронула ли она ваши души, чему учат стихи автора? .

Я уверена, что этот урок оставит хороший след в вашей жизни. Надеюсь, что «Чудо калиновое», «Чары барвинка» неоднократно вам пригодятся. Поэтому выучите наизусть поэзию, которая вам больше всего понравилась.

V. Оценивание ответов учеников. V. Домашняя задача.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Дмитрий Билоус. Сборники поэзий «Чудо калиновое», «Чары барвинка»