Добро и зло в Мастер и Маргарита
М. А. Булгаков — роман «Мастер и Маргарита». В романе Булгакова сложно переплетаются понятия добра и зла. Воланд — сатана, традиционно должен быть абсолютным воплощением зла, но он зачастую восстанавливает справедливость на земле, разоблачая человеческие пороки.
Самое же большое зло, по мысли Булгакова, сосредоточено в мире человеческого общества. И так было во все времена. Об этом писал Мастер в своем романе, раскрывая историю сделки прокуратора Иудеи с собственной совестью.
Понтий Пилат отправляет на казнь ни в чем
И Воланд словно пытается восстановить их незыблемость. За четыре дня пребывания в Москве сатана определяет «истинное лицо» многих персонажей-деятелей культуры, искусства, чиновников, местных обывателей. Он точно определяет внутреннюю сущность каждого: Степа Лиходеев, известный деятель культуры, — бездельник, кутила и пьяница; Никанор
А на сеансе черной магии в московском варьете Воланд в прямом и переносном смысле разоблачает гражданок, позарившихся на то, что можно получить даром. Примечательно, что все проделки Воланда почти незаметны на фоне повседневной жизни Москвы. Тем самым автор как бы намекает нам, что реальный быт тоталитарного государства, с его узаконенной партийной иерархией, насилием — это и есть главное дьявольское действо. В этом мире нет места творчеству и любви.
Поэтому Мастеру и Маргарите нет места в этом обществе. И здесь мысль Булгакова пессимистична — для настоящего художника счастье на земле невозможно. В мире, где все определяется социальным положением человека, все-таки существуют добро и истина, но им Приходится искать защиты у самого дьявола.
Таким образом, по мысли Булгакова, противостояние добра и зла вечно, но понятия эти относительны.
Добро и зло в Мастер и Маргарита