Николай Александрович Добролюбов был высокого мнения о творчестве Александра Николаевича Островского, о чем он написал в своей критической статье «Луч света в темном царстве». Он считал, что писатель имеет уникальное свойство — понимать и анализировать жизнь русского народа, русских людей. В своих произведениях Островский смог отразить эту жизнь со всех ее сторон, показав нам главные и проблемные места. Писатель требовал соблюдения прав людей, хотел, чтобы люди уважали друг друга, протестовал против насилия над личностью.
В пьесах Островского прослеживается одинаковая схема — показанная в сюжете обстановка не зависит ни от кого из героев произведения. И некая борьба происходит уже между действующими лицами. Но и эта борьба выражается не в прямых диалогах или монологах, она происходит в поступках тех или иных персонажей. Главная героиня — Катерина не похожа на героическую девушку, она не делает громких пафосных заявлений. Напротив, Катерина выглядит как очень слабый человек, который не может сопротивляться сложившимся обстоятельствам.
Она не имеет злобы, ненависти ни к своему супругу, ни к его матери, которая всем сердцем ненавидит сноху. И для того, чтобы вырваться из этого плена, главная героиня «Грозы», которую Добролюбов называет «Луч света в темном царстве», принимает тяжелейшее решении — покончить с собой. По мнению Добролюбова, Катерина таким образом становится свободной.
Он сожалеет и грустит о ее гибели, но не видит иного возможного выхода. В противном случае, Катерина не стала бы «лучом света в темном царстве», а промучилась бы всю оставшуюся жизнь. И, мне кажется, что Добролюбов в этом прав — лучше умереть свободной, чем жить на коленях…
Дайджест:
- Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?Драма А. Н. Остовского » Гроза » несет в себе глубокий общественный смысл. В ней речь идет даже не о частной истории, произошедшей в провинциальном городке. «Гроза» прочитывается как трагедия общественных отношений и как трагедия рус-ской женщины в «темном царстве». В этом самом «темном царстве» возникает яркая, светлая, способная на протест личность. Она, то есть ... Читать далее...
- Краткое изложение Луч света в темном царстве ДобролюбовН. А. Добролюбов Луч света в темном царстве Статья посвящена драме Островского «Гроза» В начале статьи Добролюбов пишет о том, что «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни». Далее он подвергает анализу статьи об Островском других критиков, пишет о том, что в них «отсутствует прямой взгляд на вещи». Затем Добролюбов сравнивает «Грозу» с драматическими канонами: «Предметом ... Читать далее...
- На тему: Катерина — луч света в темном царстве в пьесе Гроза, ОстровскийКатерина — луч света в темном царстве Из под пера знаменитого драматурга 19 века Александра Николаевича Островского вышло множество пьес, в которых обрисовывался мир купечества. В основном этот мир населен властолюбивыми, невежественными людьми, от деспотизма которых, в первую очередь, страдают родные и близкие. В 1859 году критик Николай Александрович Добролюбов, впечатленный пьесами Островского, написал статью ... Читать далее...
- Катерина — «луч света в темном царстве» или «зачумленная личность»? по пьесе ГрозаИзвестный критик Добролюбов, рассуждая в своей статье о пьесе Островского «Гроза», назвал главную героиню — Катерину — «лучом света в темном царстве». О каком же царстве идет речь? Островский много писал о купечестве, сравнивая жизнь в таком обществе с «тюремным существованием». Его произведения были настолько точны и обличительны, что тот же Добролюбов назвал их «пьесами ... Читать далее...
- Луч света в темном царстве. Островский А. Н. «Гроза»В своих произведениях Островский Александр Николаевич неоднократно описывал быт купцов. Его творчество было настолько реалистичным и искренним, что литературный критик Добролюбов недаром назвал его пьесы — «пьесами жизни». Купеческий быт в этих пьесах показан с его печальной стороны — скорбь, боль и отчаяние владеет сердцами возданных им персонажей. Все тот же Добролюбов в своей критической ... Читать далее...
- Катерина Луч света в темном царстве по пьесе ГрозаВ творчестве А. Н. Островского важное место занимают пьесы о купечестве. Они отличаются яркостью и правдивостью, неслучайно Добролюбов назвал их «пьесами жизни». Эти произведения описывают купеческую жизнь как мир скорби, затаенной и тихо вздыхающей, мир боли, тупой и ноющей, мир молчания, тюремного и гробового. И даже если вдруг появляется робкое роптанье, то оно утихает в ... Читать далее...
- Почему Кулигина нельзя назвать «лучом света в темном царстве»?В основу главного конфликта пьесы Островского » Гроза » положен извечный конфликт старого с новым, «века минувшего» с «веком нынешним», «темного царства» со светлым началом. В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального волжского городка Калинова с ее невежеством, грубостью, ханжеством, властью старших. «Жестокие нравы» царят в этом городе: люди перестали радоваться жизни, красоте, живут за высокими ... Читать далее...
- Краткое содержание «Луч света в темном царстве» ДобролюбоваДобролюбов Николай Александрович Произведение «Луч света в темном царстве» Статья посвящена драме Островского «Гроза» В начале статьи Добролюбов пишет о том, что «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни». Далее он подвергает анализу статьи об Островском других критиков, пишет о том, что в них «отсутствует прямой взгляд на вещи». Затем Добролюбов сравнивает «Грозу» с драматическими канонами: ... Читать далее...
- «Луч света в темном царстве» краткое содержаниеСтатья посвящена драме Островского «Гроза». В начале ее Добролюбов пишет о том, что «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни». Далее он подвергает анализу статьи об Островском других критиков, пишет о том, что в них «отсутствует прямой взгляд на вещи». Затем Добролюбов сравнивает «Грозу» с драматическими канонами: «Предметом драмы непременно должно быть событие, где мы видим ... Читать далее...
- «Луч света в темном царстве» Добролюбова в кратком изложенииСтатья посвящена драме Островского «Гроза» В начале статьи Добролюбов пишет о том, что «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни». Далее он подвергает анализу статьи об Островском других критиков, пишет о том, что в них «отсутствует прямой взгляд на вещи». Затем Добролюбов сравнивает «Грозу» с драматическими канонами: «Предметом драмы непременно должно быть событие, где мы видим ... Читать далее...
- Катерина — «луч света» или распутная женщина? по пьесе ГрозаА. Н. Островский в своей пьесе «Гроза» показывает жизнь купечества, его нравы и быт. Суть пьесы — конфликт между двумя поколениями, противостояние старого и нового, «темного царства» и светлого начала. В пьесе мы видим много разный героев, но всех их объединяет, как писал Добролюбов, невежество и покорность. В начале произведения показаны отношения купца Дикого и ... Читать далее...
- Почему Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»?Почему Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»? Бескомпромиссность, верность своим внутренним идеалам, развитие личностного самосознания, способность к протесту, внутренняя сила, поэтичность, душевность — все эти черты Катерины позволили Н. А. Добролюбову назвать ее русским сильным характером. Катерина — очень поэтичная, эмоциональная натура. Характерной русской чертой является религиозность героини, сливающаяся с ее поэтической ... Читать далее...
- Почему Н. А. Добролюбов назвал КатеринуПочему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»? В драме Островского показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь сказывается и живучесть морали «темного царства», и шаткость этой морали. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни — мотив неминуемой гибели : ... Читать далее...
- Какие черты личности Катерины позволили Н. А. Добролюбову назвать ее «сильным характером»? по пьесе ГрозаНа неординарный образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» обратил внимание своих современников Н. А. Добролюбов, восхищаясь ее русским сильным характером. В условиях домостроя и бесправного положения женщины в обществе Катерина, невзирая на самоубийство, выглядит сильной и бескомпромиссной натурой. Выйдя замуж за нелюбимого, по обычаям того времени, она поначалу как будто смиряется со своей ... Читать далее...
- Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость? по пьесе ГрозаЯвляется ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях? Действительно, Катерина — сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей » темного царства». Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни. Первый ее протест — это ... Читать далее...
- Николай Александрович ДобролюбовВместе с Чернышевским боролся за прогрессивную русскую литературу в середине XIX века. Более 50 статей и рецензий о детской литературе написано им с 1857 по 1860 год. В них отразились важнейшие его взгляды на реализм, идейность и народность литературы. Статьи Добролюбова касаются вопросов детской литературы в тесной связи с проблемой воспитания гражданина, просвещенного человека и ... Читать далее...
- На тему: ЧУДЕСА СВЕТАЧУДЕСА СВЕТА Семью чудесами света называли в древности семь творений, созданных мастерами Египта, Греции, Вавилона и одно из семи чудес Александрийский маяк. В энциклопедическом словаре я прочитал, что это была трехэтажная башня высотой около 120 метров. Стороны нижнего этажа, представляющего собой четырехугольник, были обращены к четырем сторонам света. Второй этаж — восьмигранная башня. Ее стороны ... Читать далее...
- Добролюбов : Основатель реальной критикиОснователь реальной критики. Добролюбов вошел в историю общественной мысли и литературы как один из виднейших участников революционно-демократического движения. Пафос всей его деятельности заключался в сознании «великой роли. народных масс в экономии человеческих обществ». Его критические статьи и рецензии имели не только чисто литературное значение. Они служили ответами на вопросы, выдвигаемые жизнью, были формой идеологической борьбы, ... Читать далее...
- Добролюбов и ЧернышевскийРазличия характера, естественно, не могли не отразиться в мировоззрении и творчестве. Если взять социальную и этическую сферу, то здесь заметна переакцентировка, при всех фундаментальных общностях: Добролюбов больше ратовал за автономию личности, за индивидуальное начало, а Чернышевский — за классовые и экономические проблемы, за типологические черты. Даже такая, казалось бы, личностная проблема, как «разумный эгоизм», рассматривается ... Читать далее...
- В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? по пьесе ГрозаВ пьесе «Гроза» А. Н. Островский показал целый ряд колоритных обитателей «темного царства». Особенно тяжело в такой атмосфере живется женщинам. Образы Катерины и Варвары играют важную роль в понимании сути драмы. При внешнем сходстве эти молодые женщины разительно отличаются меж собой. Жена Тихона Кабанова обладает сильным характером, имеет твердый моральный стержень. Катерина выросла в атмосфере ... Читать далее...
- Мое мнение о понятии «луч света»Катерина, жена молодого купца Тихона Кабанова, живет с мужем в доме своей свекрови, которая постоянно ворчит на всех домашних. Дети старой Кабанихи, Тихон и Варвара, давно прислушались к этому брюзжанию и умеют его «мимо ушей пропу — щать» на том основании, что «ей ведь что-нибудь надо ж говорить». Но Катерина никак не может привыкнуть к ... Читать далее...
- «ИСТОРИЯ О КАЗАНСКОМ ЦАРСТВЕ»Апология могущества и величия Московского царства и его главы Ивана Грозного характерна и для такого популярного памятника, как «История о Казанском царстве», или «Казанский летописец», где излагается судьба Казанского царства со времени его основания волжскими болгарами до завоевания его Грозным в 1552 г. Заключая в себе большое количество исторического материала, почерпнутого из, летописных и других ... Читать далее...
- Cмерть Екатерины. Победа или поражение? по пьесе ГрозаСмерть Катерины была ее победой или поражением? На этой мысли лежит основа произведения Островского «Гроза», которое закончилось самоубийством главной героини. В основе лежит конфликт мира самодуров с миром, в котором была воспитана Екатерина. В наши дни данная тема очень злободневна из-за того, что некоторые люди, попадая в другое общество, не могут наладить с ним отношения ... Читать далее...
- Сочинение: Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В. А. Жуковского «Светлана»Своеобразие творчества Василия Андреевича Жуковского состоит в том, что он стал основоположником романтизма в русской поэзии, одним из первых направил ее внимание к передаче душевных переживаний частного человека, сообщив ей тем самым лирическое начало. Основным жанром оригинального творчества Жуковского были элегия и баллада. Баллада — это стихотворный рассказ, обладающий сюжетом и носящий исторический или фантастический ... Читать далее...
- Что делает Катерину «чужой» в калиновском мире? по пьесе ГрозаОстровский — не только великий русский драматург, но и основоположник национального театра. Написанная в 1859 году «Гроза» стала одной из самых известных пьес автора наряду с «Бесприданницей» и «Снегурочкой». Ключевая героиня драмы разительно отличается от других действующих лиц, Катерина явно чужая в патриархальном мире провинциального Калинова. Ее жизнь до замужества была иной: Катя росла в ... Читать далее...
- «Толерантность — это люди света, разных наций, цвета кожи и судьбы». Методическая разработка классного часа в 5 классеЦели: Знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение». Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям. Развитие коммуникативных навыков. Оборудование: презентация, альбомные листы, цветные карандаши, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей. План занятия. I. Ребята, сегодня праздник «День толерантности». На нашем классном часе мы пого Ворим об истории ... Читать далее...
- Н. А. Добролюбов «Что такое Обломовщина?» краткий конспектРоман был бурно обсуждаем и ожидаем еще задолго до издания. Однако при его выходе, очень многим первая часть показалась совсем не интересной, обыденной. Но с выходом второй части мнение о романе изменилось. Гончаров не делает выводов и не призывает читателя к ним: жизнь в «Обломовке», не заставляет приходить к отвлеченной философии, а сама является прямой ... Читать далее...
- Языки Нового СветаВ некоторых книгах языки Нового Света классифицируются так: «1. Языки Северной Америки. 2. Языки Центральной Америки. 3. Языки Южной Америки». Но с таким же успехом можно разделить языки Старого Света на языки Европы, языки Африки, языки Азии. Такое чисто географическое деление не имеет ничего общего с лингвистическим. Некоторые семьи языков, например семитохамитская, расположены на двух ... Читать далее...
- Бог небесного света Юпитер. Храм ЮпитераДревние римляне, их боги и служители богов Бог небесного света Юпитер. Храм Юпитера. Бог небесного света. Юпитер, как думали римляне, — верховный повелитель богов и людей. [У греков ему соответствует Зевс.} Сначала он чтился как божество небесного света, и потому ему было посвящено полнолуние каждого месяца. В эти дни ночью на земле светлее всего, потому ... Читать далее...
- На тему: Почему герои романа не достойны света в романе Мастер и Маргарита, БулгаковПочему герои романа не достойны света Вершиной творчества М. А. Булгакова стал роман «Мастер и Маргарита». Многие критики называли его неоднозначным и десятилетиями спорили на темы, затронутые автором. А их было немало. В первую очередь, Булгаков осветил тему настоящей, всепрощающей и все преодолевающей любви. Помимо этого, были подняты темы одиночества, свободы личности, настоящего и ложного ... Читать далее...
Добролюбов «Луч света в темном царстве»