Доклад Александр Иванович Куприн

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в г. Наровчати возле Пензы в семье мелкого чиновника. Его отец умер, когда мальчику еще не исполнилось и года, а мать, оставшись без средств существования, выехала в Москву, где нашла приют в Доме для вдов. Там и провел свое безрадостное детство будущий писатель.

В шестилетнем возрасте Александра отдали в Розумовский благотворительный сиротский пансионат, а когда ему исполнилось десять лет — к II московской военной гимназии, которая со временем была реорганизована в кадетский корпус

с суровым солдатским режимом. «Трехлетним мальчишкой меня привезли в Москву, и с этих пор вплоть до девятнадцати лет я не выходил из казенных закладов», — упоминал позднее Куприн. В своих первых кадетских стихах юноша осудил проявления любого произвола и высказал мечту о свободе личности. Впечатление о тех нелегких юношеских годах воплотились в повести «На изломе » .

В восемнадцать лет юноша стал курсантом московского Александровского военного училища, которое готовило пехотных офицеров. Именно там был написан его первый рассказ «Последний дебют» . Это произведение воспевало красоту и силу чувств

простого человека, что и определило одну из ведущих тем в творчестве выдающегося русского писателя. Когда юноша закончил училище, его направили на должность подпоручика в Днепровский пехотный полк, который квартировал в Подольской губернии.

Будние провинции, быт и обычаи офицерства и мещанства потом были освещены в ряде рассказов — «Дознание», «Поход», «Прапорщик армейский», «Из улицы», «К славе», «Полубог», в повести «Поединок». 1893 года Куприн пытался вступить в Петербургскую Академию Генерального штаба, но ему не повезло. Молодой писатель поехал в Киев, где начал работать газетчиком в киевской ежедневной печати.

Диапазон его журналистского творчества был довольно широким — фельетоны, судебная хроника, рассказ, передовые статьи, стихе, очерки, театральные рецензии, — тем не менее, стабильного заработка это не давало, поэтому и приходилось искать другой подработки.

Жизнь молодого писателя в 1895-1900 годах была весьма неспокойной — желание «видеть все, знать все, уметь все и писать обо всем» оказывало содействие потому, что Куприн много ездил по России, изменял профессии, образ жизни, окружение. Ему пришлось руководить имением в Ровенском уезде, работать в технической конторе, кузнечной мастерские, на сталелитейном заводе в Донбассе. Испытывая материальные нужды, он даже таскал большие грузы в артели грузчиков и выполнял актерские роли на сцене Сумского драматического театра. Наиболее интересными и плодотворными для молодого писателя были путешествия в Донбасс. Приехав с маленькой тетрадью корреспондента газеты, он привез оттуда не только захватывающие очерки о южной промышленности, а и целую серию рассказов.

Куприн с нескрываемым любопытством осматривал литейные и рельсопрокатные заводы, спускался в шахты, знакомился с технологией проката, с доменным и мартеновским делом.

Довольно метко Куприна характеризуют слова, что он когда-то сказал о любимом писателе Редьярда Киплинга: «Ему мельчайшие бытовые детали из жизни офицеров, чиновников, солдат, докторов, он знает самые сложные детали сотен профессий и ремесел. Но он никогда не утомляется своим огромным багажом… все это нужно было ему для того, чтобы знать истинно, не из книг, не по слухам, те вещи и факты, о которых он говорит в своих книгах, чтобы читатель мог доверять ему. И в этом доверии заключается одна из тайн удивительного обаяния его рассказов и его великой и заслуженной славы».

В 1896 году вышла из печати повесть «Молох», которая принесла ее автору всероссийскую популярность. Название повести глубоко символическое, ведь главный «герой» произведения — завод, который поглощает «двадцать лет человеческой жизни «, — уподобляется идолу Молоху.

Молох — в мифологии древних финикийцев, карфагенцев, израильтян и других — бог солнца, огня и войны, которому приносились человеческие жертвы; символ жестокой силы, которая требует множества человеческих жертв. Тема «естественного человека», сильных, самобытных детей природы, которая была одной из ведущих в творчестве писателя, приоткрывается «полесскими» рассказами «В лесной глуши», «На глухарей» и повестью «Олеся» . В конеце 90- х годов Куприн побывал в чеховском домике в Ялте, где всегда было много литераторов, художников, артистов. Там он познакомился с Львом Толстым, артистами Художественного театра, там же состоялась такая важная для него встреча с Чеховым и Горьким.

В 1901 году Куприн переехал в Петербург, сблизился с Горьким и одним из активных участников его «литературной жены». Тогда же у него возник замысел большого эпического произведения: «Мне надо освободиться от тяжелого груза впечатлений, которые накопились за годы военной службы. Я назвал этот роман «Поединок», так как это будет мой поединок, поединок с царской армией. Она калечит душу, удручает все лучшие порывы человека, его ум и волю, унижает человеческое достоинство.

Извинить этого нельзя!» Когда спустя четыре года появилась эта повесть, автор без нерешительностей посвятил ее Алексею Максимовичу.

В годы первой русской революции Куприн переживает чувство растерянности в жизни, революция кажется ему с одного стороны неминуемой, а с другой — она пугает его своей жестокостью, своей непредсказуемостью — «Отвратительное невежество покончит с красотой и наукой». В эти же годы была написана по мотивам библейской «Песни песен» царя Соломона повесть «Суламиф», ведущей мыслью которой является возвеличивание любви, поскольку лишь оно сможет уберечь людей от морального обнищания. «Много столетий прошло с тех времен. Были и царства и цари, и от них не осталось и следа, будто от ветра, что пробежал над пустыней.

Были продолжительные беспощадные войны, после которых имена полководцев сияли в столетиях, будто окровавленные звезды, но время стерло даже память о них.

«Любовь же бедной девушки с виноградника и большого царя никогда не придет в забвение, так как крепкое, как смерть, так как каждая влюбленная царица, так как любовь прекрасна!» — утверждает писатель.

В повести «Гранатовый браслет» писатель ставил себе цель доказать, что современный человек способен на большую любовь, «которая дороже жизни, так как она даже жизни не взвешивает и не боится смерти». Октябрьскую революцию писатель встретил без особой радости, предусматривая те неприятности, что она несет за собой. «Пусть учение Ленина в своей идеологии высокое, но оно широко открывает дверь русскому бунту — бессмысленному и беспощадному», — писал он. В годы гражданской войны Александр Куприн вместе с войсками, которые отступали, оказался в Ямбурзе, а потом эмигрировал к Финляндию, оттуда добрался до Парижа.

На чужбине была создана повесть «Колесо времени», книги «Купол спитого Исаакия Далматского», «Елан». Куприна всегда привлекали герои, которые хотя бы раз в жизни испытали миг «счастливых гармонических залогов», когда в человеке объединяются «ум, сердечное чувство и добрый инстинкт жизни». Такая гармония, по его мнению, принадлежит прежде всего «стихийным душам», людям, которыми руководят естественные, несознательные, но искренние и добрые порывы.

В 1937 году Куприн, тяжело заболел, возвратился в Россию и через несколько месяцев умер.




Доклад Александр Иванович Куприн