Доклад о драматурге. Бертольд Брехт
Выдающийся немецкий драматург, основатель и теоретик «эпического театра» Бертольд Брехт родился 10 ноября в городе Аугсбурге в семье директора бумажной фабрики. После окончания реальной гимназии вступает в Мюнхенский университет, где изучает литературу, философию и медицину. Вот как он вспоминает свое детство и юношеские года: «В народной школе я провел четыре года. Во время моего девятилетнего пребывания в одной из аугсбургских реальных гимназий мне не доводилось хотя как-то радовать моих учителей. Они все время говорили о моей склонности
В университете я слушал курс медицины и научился играть на гитаре… Во время революции я работал медиком в лазарете. Потом написал несколько пьес и весной нынешнего года из-за недоедания попал в больницу… После двадцати четырех лет пребывания в мире Божьем я кое-что понял».
Популярность к нему приходит рано. В двадцатилетнем возрасте он, аккомпанируя на гитаре, играл свою «Балладу о мертвом солдате». Но поэтического творчества было мало для весьма энергичного юноши, и в 20-е годы Бертольд Брехт обращается к театральному искусству.
В 24-летнем возрасте приходит
Потом молодой драматург начал работать в Немецком театре Макса Рейнгардта в Берлине. Именно в эти года в его определяющих чертах сложилась эстетика Брехта, его новаторский взгляд на задачу драматургии и театра. Свои взгляды на искусство он изложил в отдельных статьях и выступлениях, позднее объединенных в сборник «Против театральной рутины» и «На пути к современному театру».
Бертольд Брехт назвал свою эстетику и драматургию «эпическим», «не аристотелевским» театром. Он выступил против аристотелевского учения о катарсисе, так как очищение чувств в катарсисе, по его мнению, вело к примирению с трагедией, а он старался развеять легенды о красоте страдания и терпения. Возражение катарсису многими деятелями искусства XX столетия было опережено Ницше, который утверждал, что наслаждение от трагедии надо искать «в сугубо эстетичной сфере» и не связывать это наслаждение с переживанием чувств «сожаления, страха, морального подъема». Он называл катарсис «патологическим разряжением».
Идея катарсиса, рожденная античной драмой, была тесно связана с концепцией фатальной обреченности человеческой судьбы. Именно поэтому Брехт называл аристотелевский театр фаталистическим.
Молодой драматург также возвращается к традициям, которые были отданы забвению в театре конца XIX — начала XX столетия, — к хоровому искусству, лирическим отступлениям, характерным для поэм, и т. п. Брехт считал, что правдивое изображение действительности не ограничивается только воспроизведением социальных обстоятельств жизни, которые существуют в общечеловеческих категориях, которые нельзя объяснить условиями среды, их изображение, по его мнению, возможно лишь в форме мифа, символа, в жанре притч или парабол. Брехт приходит к применению «приема отчуждения» как важнейшего принципа философского познания мира, важнейшего условия реалистического творчества. В этот период им были созданные такие пьесы: «Ваал», «Барабаны ночью», «Жизнь Эдуарда II Английского», «В джунглях городов», «Что тот солдат, что этот».
В 1928 году драматург вступил в брак с выдающейся немецкой актрисой Еленой Вайгель, которая со временем стала исполнительницей основных женских ролей в брестском репертуаре. В том же году была написана и поставлена в Берлинском театре пьеса «Копеечная опера», что принесла триумфальный успех автору на сценах всего мира. В 1933 г. Брехт эмигрировал из фашистской Германии и на протяжении четырнадцати лет жил то в Австрии, то в Швейцарии, то во Франции, Дании, Финляндии, а с 1941 года — в США.
Там было напечатано его величайшее прозаическое произведение — «Копеечный роман».
В эмиграции, в борьбе против фашизма расцвело драматургическое творчество Брехта. Оно было исключительно богатым по смыслу и разнообразным по форме. Среди самых известных пьес, написанных в эмиграции, — «Матушка Кураж и ее дети». В условиях 30- х годов это произведение, звучавшее, как протест против демагогической пропаганды войны фашистами и посвящалось той части немецкого населения, которая находилась под гнетом этой демагогии. Война изображена в пьесе как стихия, которая органически вражеская человеческому существованию.
Характеры героев в «Матушке Кураж» описаны во всей их сложности и противоречивости. Особенно привлекает внимание оскорбление Анны Фирлинг, прозванной матушкой Кураж, ведь она — порождение меркантильного, жестокого и циничного духа войны. Независимо от безжалостности судьбы эта женщина поднимает над своим фургоном то лютеранский, то католический флаг. В оскорблении Катрин драматург изобразил антипода матушки Кураж. Ни угрозы, ни обещания, ни смерть не заставили девушку отказаться от решения, продиктованного желанием помочь людям.
Говорливой Кураж противостоит немая Катрин, безмолвный подвиг дочери будто перечеркивает все соображения ее матери. Драматурга упрекали в том, что мать не прокляла войну, однако автор отвечал, что ему важно было, чтобы зрители оказались прозорливее героини и поняли простую и страшную истину: «Войной думаешь прожить — за это ты вынужден платить». Платой на войне становится человеческая жизнь.
Хронику тридцатилетней войны, драму «Матушка Кураж и ее дети» Брехт заканчивал именно тогда, когда фашисты вторглись в Польшу.
Весной 1941 года драматург с семьей приехал в Москву, потом они отправились во Владивосток, откуда пароходом — в США. И только в 1948 году ему повезло снова возвратиться на родину и осуществить свою мечту о новаторском драматическом театре. Он активно включился в дело возрождения демократической немецкой культуры. Вдохновенная работа и художественные поиски художника приобрели широкое международное признание, и в мае 1955 года Брехт снова приезжает в Москву для получения присужденной ему Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».
Умер Бертольд Брехт 14 августа 1956 года.
Доклад о драматурге. Бертольд Брехт