Дон Жуан, или Каменный гость характеристика образа Дон Жуана

Дон Жуан — испанский дворянин, сын дона Луиса, муж Эльвиры, брошенной им, хозяин Сганареля. В начале первого действия Сганарель дает уничтожающую характеристику своему господину: «..Дон Жуан — это величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых, ни в Бога, ни в черта, который живет как гнусный скот, как эпикурейская свинья, как настоящий Сарданапал, не желающий слушать христианские поучения и считающий вздором все то, во что верим мы». Мольер уделяет

основное внимание столкновению Д. Ж. и Сганареля, проходящему через все произведение.

Имя Д. Ж. стало нарицательным для обозначения ветреника, бросающего соблазненных женщин. Это свойство Д. Ж. в комедии Мольера вытекает из принадлежности к хозяевам жизни, которые убеждены, что им все позволено, и которые ни за что не хотят чувствовать своей ответственности. Д. Ж. — эгоист, но он не считает это дурным, потому что эгоизм вполне согласуется с его привилегированным положением в обществе.

Портрет аристократа дополняется безбожием, полным презрением к религии. Аристократическому вольномыслию Д. Ж. противопоставляется

буржуазное благомыслие Сганареля. На чьей же стороне Мольер? Очевидно, ни на чьей. Если вольномыслие Д. Ж. вызывает симпатию, то это чувство исчезает, когда Д. Ж. прибегает к лицемерию наподобие Тартюфа.

Его противник Сганарель, защищающий мораль и религию, труслив, подл, больше всего на свете любит деньги. Поэтому в финале пьесы, которая перерастает из комедии в трагикомедию, обоих героев ждет наказание, соразмерное их характерам: Д. Ж. проваливается в ад, а Сганарель думает о том, что хозяин, проваливаясь в ад, не расплатился с ним.




Дон Жуан, или Каменный гость характеристика образа Дон Жуана