Дон Жуан — испанский дворянин, сын дона Луиса, муж Эльвиры, брошенной им, хозяин Сганареля. В начале первого действия Сганарель дает уничтожающую характеристику своему господину: «..Дон Жуан — это величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых, ни в Бога, ни в черта, который живет как гнусный скот, как эпикурейская свинья, как настоящий Сарданапал, не желающий слушать христианские поучения и считающий вздором все то, во что верим мы». Мольер уделяет основное внимание столкновению Д. Ж. и Сганареля, проходящему через все произведение.
Имя Д. Ж. стало нарицательным для обозначения ветреника, бросающего соблазненных женщин. Это свойство Д. Ж. в комедии Мольера вытекает из принадлежности к хозяевам жизни, которые убеждены, что им все позволено, и которые ни за что не хотят чувствовать своей ответственности. Д. Ж. — эгоист, но он не считает это дурным, потому что эгоизм вполне согласуется с его привилегированным положением в обществе.
Портрет аристократа дополняется безбожием, полным презрением к религии. Аристократическому вольномыслию Д. Ж. противопоставляется буржуазное благомыслие Сганареля. На чьей же стороне Мольер? Очевидно, ни на чьей. Если вольномыслие Д. Ж. вызывает симпатию, то это чувство исчезает, когда Д. Ж. прибегает к лицемерию наподобие Тартюфа.
Его противник Сганарель, защищающий мораль и религию, труслив, подл, больше всего на свете любит деньги. Поэтому в финале пьесы, которая перерастает из комедии в трагикомедию, обоих героев ждет наказание, соразмерное их характерам: Д. Ж. проваливается в ад, а Сганарель думает о том, что хозяин, проваливаясь в ад, не расплатился с ним.
Дайджест:
- Характеристика героев по произведению Мольера «ДОН ЖУАН, ИЛИ КАМЕННЫЙ ГОСТЬ» &;;;;;#124; ДОН ЖУАНДОН ЖУАН Дон Жуан — главный персонаж комедии, молодой весельчак и повеса, живущий по принципу «все дозволено». Слуга Сганарель характеризует его следующим образом: «Мой господин Дон Жуан — величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик». . Но Дон Жуан у Мольера — это не воплощение общечеловеческого порока, а конкретный ... Читать далее...
- Краткое изложение Дон Жуан, или Каменный гость МольерМольер Дон Жуан, или Каменный гость Покинув молодую жену, донью Эльвиру, Дон Жуан устремился в погоню за очередной пленившей его красавицей. Его нимало не смущало, что в том городе, куда он прибыл по ее следам и где намеревался похитить ее, за полгода до того им был убит командор — а чего беспокоиться, если Дон Жуан ... Читать далее...
- Дон Жуан или каменный гость. ПьесаПервое представление было дано в Париже на сцене театра Пале-Рояль 15 февраля 1665 года. Роль Сганареля исполнял Мольер. Ввиду запрещения пьесы при жизни Мольера «Дон Жуан» напечатан не был. Впервые комедия была напечатана в 1682 году в Полном собрании сочинений Мольера, составленном Лагранжем и Вино. Любопытно отметить, что в амстердамском издании комедий «Дон Жуан» Мольера ... Читать далее...
- Каменный гость и Дон Хуан в интерпретации МольераСюжет взят из пьесы испанского писателя XVII ст. Тирсо де Молини «Севильский озорник, или Каменный гость» , где впервые появился Дон Хуан. Под именем, данным герою Мольером, он становится мировым литературным типом. Мольер значительно упрощает сюжет пьесы Тирсо де Молини. Основное внимание он уделяет столкновенью между Доном Жуаном и его слугой Сганарелем. Имя Дон Жуана ... Читать далее...
- «Дон Жуан, или каменный гость» в интерпретации МольераСюжет очень популярен. Драму Тирсо де Молины переписывали сначала итальянцы: Джилиберто сделал из нее трагикомедию в 1653 году, Чиконыши — комедию-фарс в 1650-м. Парижанам нравятся бесцветные французские версии Вилье и Доримона, главным образом из-за сценических эффектов, которых требует пьеса: говорящая статуя, Дон Жуан, объятый пламенем и проваливающийся в преисподнюю. Мольер изначально движим финансовыми заботами, но ... Читать далее...
- Трагедия Каменный гость харатер образ Дон Жуана или Дон ГуанВ двух рассмотренных трагедиях Пушкин сосредоточил внимание на интимных страстях, которые подчиняют себе человека. Пушкинские герои-«поэты страстей», они предаются им со всем жаром души. В том же ряду стоит и третья трагедия — «Каменный гость», где предметом художественного исследования стала любовь. Для «Каменного гостя» Пушкин избрал сюжет древних испанских легенд и их знаменитого героя. Дон ... Читать далее...
- Специфика интерпретации образа Дон Жуана у МольераКомедия «Дон Жуан, или каменный гость» была написана и поставлена Мольером в 1665 году, очень быстро, в первую очередь для того, чтобы поправить дела своего театра после запрещения постановки «Тартюфа». Часто говорят, что из-за спешки в комедии много несогласованностей и недоработок. Возможно, некоторые технические недостатки действительно существуют, но никак нельзя отнести это к образу главного ... Читать далее...
- Неоднозначность и современность образа Дон ЖуанаНесложно понять, что образ Дон Жуана весьма противоречив. Это объясняется тем, что Мольер, вопреки канонам классицизма, создал объективный образ вместо исключительно отрицательного, каким он был раньше. Дон Жуан Мольера — не абстрактный грешник, а человек со своими взглядами, несомненными недостатками, но и определенными достоинствами. Что особенно важно — это человек мольеровского времени, воплощение не безнравственности ... Читать далее...
- «Каменный гость» в контексте мировой драмыТрадиционные образы, сюжеты, мотивы возникают, как правило, большей частью в национальных фольклорах, историях, литературах. Многие из них переходят к другим литературам, приобретая при этом разных самобытных обновлений и интерпретаций на инонациональных основах. Наиболее распространенными есть античные, библейские, средневековые образы и мотивы, которые часто называют мировыми. Первым в литературе к этому известному фольклорному персонажу обратился испанский ... Читать далее...
- Сатирическая комедия Мольера «Дон Жуан»Комедия «Дон Жуан» написана прозой. В основе ее лежит сюжет популярной народной легенды, герои носит испанское имя, но по существу — это французский аристократ, один из тех расфранченных молодчиков, которые, пользуясь сословными привилегиями, считали, что им все позволено. Тартюф был нарисован одной краской, он олицетворил всем поведением и обликом тот порок, против которого направлена комедия. ... Читать далее...
- История пьесы Каменный гостьПьеса Пушкина написана на известный сюжет средневековых легенд, родоначальником литературной обработки которого был испанский драматург Тирсо де Молина. Впоследствии к этому сюжету обращались Ж. Б. Мольер и Д. Г. Байрон. Моцарт написал оперу «Дон Жуан» на либретто Лоренцо Да Понте. До сих пор не выяснено, знал ли Пушкин пьесу Тирсо де Молина, но поэту были ... Читать далее...
- «Дон Жуан» Мольера. Образная системаДон Жуан, или Каменный пир — комедия в пяти актах Мольера, написанная в 1665 году. Впервые представлена 15 февраля 1665 г. в театре Пале-Рояль. «Дон Жуан, или Каменный гость» был написан чрезвычайно быстро, чтобы поправить дела театра после запрещения «Тартюфа». Мольер обратился к необычайно популярной теме, впервые разработанной в Испании, — о развратнике, не знающем ... Читать далее...
- Вечный образ Дон ЖуанаСганарель — Санчо Панса этого Дон Кихота навыворот, этого странствующего рыцаря без ореола таинственности. Слуга так аттестует своего хозяина: «…я тебе скажу, что мой господин Дон Жуан — величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых, ни в бога, ни в ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению Байрона «ДОН ЖУАН»ДОН ЖУАН В поэме «Дон Жуан» Байрон в отличие от своих предшественников создал образ романтического героя, сочетающего в себе нравственные достоинства и беспринципность, внешнюю привлекательность и инфантильность, храбрость и карьеризм. Дон Жуан интересен окружающим, и представительницы слабого пола жаждут, чтобы он обратил на них свое внимание. В Севилье, родном городе героя, в него влюбляется донна ... Читать далее...
- Краткое изложение Александр Сергеевич Даргомыжский. Каменный гостьКАМЕННЫЙ ГОСТЬ Опера в трех актах Текст А. С. Пушкина Действующие лица: Дон-Жуан Лепорелло Донна Анна Дон Карлос Лаура Монах 1-й гость 2-й гость Статуя командора Тенор Бас Сопрано Баритон Меццо сопрано Бас Тенор Бас Бас Действие происходит в Испании. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Мысль написать оперу на полный неизмененный текст пушкинского «Каменного гостя» возникла у Даргомыжского ... Читать далее...
- Краткое изложение Каменный гость А. С. ПушкинА. С. Пушкин Каменный гость У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. Он уверен, ... Читать далее...
- Краткое содержание «Каменный гость» ПушкинаПушкин Александр Сергеевич Произведение «Каменный гость» У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. Он ... Читать далее...
- Краткое содержание Каменный гость в сокращенииДон Гуан со своим слугой Лепорелло сидят у ворот Мадрита. Они ждут наступления ночи, чтобы войти под ее покровом в город. Дон Гуан настолько беспечен, что он полагает, что ночью в городе его не узнают, однако Лепорелло обладает более трезвым умом, он по этому поводу настроен саркастически. Однако как бы то ни было, никакая опасность ... Читать далее...
- Краткое содержание «Дон Жуан» МольераМольер Жан Батист Произведение «Дон Жуан» Покинув молодую жену, донью Эльвиру, Дон Жуан устремился в погоню за очередной пленившей его красавицей. Его нимало не смущало, что в том городе, куда он прибыл по ее следам и где намеревался похитить ее, за полгода до того им был убит командор — а чего беспокоиться, если Дон Жуан ... Читать далее...
- Краткое содержание трагедии Пушкина «Каменный гость»У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. Он уверен, что король, узнав о его ... Читать далее...
- Содержание поэмы А. С. Пушкина «Каменный гость»В исследованиях, посвященных «Каменному гостю», на мой взгляд, неправомерно подчеркивается в качестве трагической вины Дон Гуана, приведшей его к гибели, сам факт приглашения статуи. Но в этом приглашении — лишь азарт игрока, который составляет ядро характера героя, является двигательной пружиной всех его поступков. Дон Гуан непрерывно ведет любовную игру на грани жизни и смерти, игру, ... Читать далее...
- Лаура и Дон Гуан в поэме «Каменный гость»Ушла в прошлое эпоха мрачного средневековья с ее суровым аскетизмом и воинствующей религиозностью. Обычаи и предрассудки средневековья еще живы, но духовный облик людей, психологический климат общества коренным образом меняется. В наиболее передовых представителях своего времени, освободившихся от строгих религиозных запретов, проснулись вольные страсти. Они радостно принимают жизнь, безоглядно предаются наслаждениям, абсолютно раскрепощаются морально. Правда, индивидуалистическое ... Читать далее...
- «Каменный гость» — перл создания ПушкинаДля Белинского «Каменный гость» — «перл создания Пушкина». Критик утверждал, что произведение это «в художественном отношении есть лучшее его создание». И дело тут прежде всего «в дивной гармонии между идеей и формою». Критик понимает и одобряет идею «Каменного гостя» и пушкинский идеал человека. Этот идеал был унаследован передовыми русскими писателями. Герцен, например, вслед за Пушкиным ... Читать далее...
- Краткое содержание комедии Мольера «Дон Жуан»Покинув молодую жену, донью Эльвиру, Дон Жуан устремился в погоню за очередной пленившей его красавицей. Его нимало не смущало, что в том городе, куда он прибыл по ее следам и где намеревался похитить ее, за полгода до того им был убит командор — а чего беспокоиться, если Дон Жуан убил его в честном поединке и ... Читать далее...
- Анализ финала поэмы А. С. Пушкина «Каменный гость»Развертывание действия четвертой сцены свидетельствует об активности и настойчивости Дон Гуана. Но оно же своим прерывистым характером, убыванием объема реплик ассоциирует с образом сужающегося пространства, возникающего в чередовании сцен, и ускоряющегося времени, влекущего под уклон героя. В первой реплике Дон Гуан как бы пытается удержаться на патетической благодарности, но влечение берет верх: снова появляется фамильярное ... Читать далее...
- Образ Дона Гуана в поэме «Каменный гость»Ушла в прошлое эпоха мрачного средневековья с ее суровым аскетизмом и воинствующей религиозностью. Обычаи и предрассудки средневековья еще живы, но духовный облик людей, психологический климат общества коренным образом меняется. В наиболее передовых представителях своего времени, освободившихся от строгих религиозных запретов, проснулись вольные страсти. Они радостно принимают жизнь, безоглядно предаются наслаждениям, абсолютно раскрепощаются морально. Правда, индивидуалистическое ... Читать далее...
- Анализ второй и четвертой сцен поэмы «Каменный гость»Перекличка второй и четвертой сцен, которые повтором ситуации, напряженным взаимоосвещением образуют один из важнейших аспектов смысла «Каменного гостя». Исследователи отмечают контрастность сцен, но смысловые контрасты возникают на общей структурной основе. Увлеченный Лаурой, Дон Карлос гибнет в ее комнате от руки Дон Гуана. Влюбленный Дон Гуан гибнет в комнате Доны Анны от руки Командора. Сцены связываются ... Читать далее...
- Краткое содержание произведения «Каменный гость» Пушкина А. С. по главамСцена 1 Дон Гуан и его слуга Лепорелло приезжают в Мадрид. Дона Гуана могут узнать, недругов у него больше чем достаточно, но Дон Гуан заявляет, что никого в Мадриде не боится. Лепорелло напоминает, что если король узнает, что Дон Гуан самовольно возвратился из ссылки, куда был сослан за то, что в поединке убил Командора, ему ... Читать далее...
- Идеализация образа Дон ЖуанаИдеализация образа Дон Жуана в байроновском скептицизме переходит здесь в пародирование, со временем в сатирическое изображение действительности, фальшивой морали, общественных и личных отношений. Байроновский герой привлекательный честностью, внутренним благородством, чистотой мечтаний, поисками большой любви, женского идеала. Но он лишен воли опираться страстям, тем паче, что общепризнанной морали не признает. Различаются от мольеровской Эльвиры и гофмановской ... Читать далее...
- Прав ли Катаев, утверждающий, что только Гуров может быть поставлен в один рад с вечным образом Дон Жуана и рассмотрен как чеховский вариант этого образа?Прав ли В. Б. Катаев, утверждающий, что только Гуров может быть поставлен в один рад с вечным образом Дон Жуана и рассмотрен как чеховский вариант этого образа? Приступая к написанию сочинения, вспомните, какие образы в литературоведении принято называть «вечными». Назовите основные отличительные особенности «вечного образа» . Сделайте вывод о том, что «вечные образы», выступая как ... Читать далее...
Дон Жуан, или Каменный гость характеристика образа Дон Жуана