Дореволюционная поэзия Маяковского В. В

В статье «Эпос и лирика современной России», посвященной творчеству Б. Л. Пастернака и В. В. Маяковского, М. И. Цветаева, вспомнив строчку Ф. И. Тютчева, так сформулировала основную черту поэта Маяковского: «Если Пастернак — это «все во мне», то Маяковский — это «я во всем». Поэтическая вселенная Маяковского делится на две части: «Я», лирический герой, — и «НЕ-Я», весь остальной мир, враждебный поэту. В лирике периода футуризма это чаще всего выражено как противопоставление лирического героя «толпе» зажравшихся,

погрязших в быте мещан.

Лирический герой — «бесценных слов мот и транжир», «хороший», «чудотворец всего, что празднично»; с точки же зрения обывателя, — «сумасшедший, рыжий». Толпа — «стоглавая вошь», «огромная, злая»; это «бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как». «Выходки» и декларации лирического героя Маяковского — это, конечно же, обостренная юношеская реакция на пошлость и бездуховность окружающего мира, который населяют люди, неспособные к творчеству; желание любыми средствами взорвать, взбудоражить их существование: Вам, проживающими за оргией оргию,

Имеющим

ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к

Георгию вычитывать из столбцов газет?! . Характерны уже сами названия стихотворений: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Ничего не понимают»: Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный:

«Будьте добры, причешите мне уши».

Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,

Лицо вытянулось, как у груши… Лирическая дерзость — постоянное свойство героя раннего Маяковского. Однако причины его внешней грубости и эпатирующего поведения — в глубоком одиночестве лирического героя в этом мире:

Я одинок, как последний глаз

У идущего к слепым человека…

Все, чем владеет моя душа, Сейчас отдам За одно только слово Ласковое, Человечье. Тема любви — одна из важнейших в творчестве Маяковского, именно в ней его поэзия достигает вершин выразительности: Вот я богохулил. Орал, что бога нет, А бог такую из пекловых глубин, Что перед ней гора заволнуется и дрогнет, Вывел и велел: Люби! . Поэма о любви «Облако в штанах» — центральное произведение дореволюционного творчества Маяковского. Сам поэт так определил ее идейный смысл: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».

Лирический сюжет поэмы — неразделенная любовь поэта к Марии. Само название типично для художественной логики Маяковского: в одном образе «сопрягаются далековатые понятия»; загадочное название объясняют строки вступления: «Хотите — буду безукоризненно нежный, не мужчина, а облако в штанах». Уже в этой поэме проявились основные черты поэтического новаторства Маяковского: 1. Специфика образности, в основе которой — сочетание правдоподобия и фантастики. Такой сплав создает своеобразную сюрреалистическую модель действительности: «Вот и вечер / в ночную жуть / ушел от окон, / хмурый, / декабрый. / В дряхлую спину хохочут и ржут / канделябры». «Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного», — так воспринимается бой полночных часов героем, ждущим Марию с четырех.

2. Частое и виртуозное использование приема развернутой метафоры. Пожар любви, очаг которого — в сердце, постепенно охватывает все тело героя, уподобленное архитектурному сооружению: «Мама! / Ваш сын прекрасно болен! / У него пожар сердца! /Мама! / Петь не могу. / У церковки сердца занимается клирос!» Клирос — место в храме, где располагается хор. Сердце поэта сравнивается с «церковкой», в которой уже загорелся клирос. 3. Прием реализованной метафоры, определяющий сюжетное развертывание стихотворения.

Фразеологизм «нервы расходились» порождает такую картину: Слышу: тихо, Как больной с кровати, Спрыгнул нерв. И вот, — сначала прошелся Едва-едва, Потом забегал, Взволнованный, Четкий. Теперь и он и новые два

Мечутся отчаянной чечеткой… 4. Широкое использование неологизмов. Многие неологизмы и фразеологические сращения Маяковского вошли в состав русского языка. В «Облаке в штанах» слово «любовь» порождает целую серию новообразований: «маленький, смирный любеночек», «миллионны огромных, чистых Любовей» противопоставлены «миллиону миллионов маленьких грязных Любовей».

Примеры других неологизмов: » вечер декабрый», «улица безъязыкая», «грудь испешеходили». 5. В области метрики стиха Маяковский продолжает и завершает общий для поэзии начала века процесс деканонизации силлабо-тонического стихосложения, акцентируя смысловую ударность и усиливая внимание к содержанию стиха неожиданной рифмовкой : Вошла ты, Резкая, как «Нате!»,

Муча перчатки замш,

Сказала:

Знаете —

Я выхожу замуж.

Строка Маяковского делится не на стопы, а на ритмико-смысловые доли. Каждая доля выделяется интонационно и логически. Особое значение приобретает пауза, отделяющая доли друг от друга.

Отсюда — знаменитая «лесенка», к которой Маяковский окончательно перешел с 1923 г. и которая служит графической иллюстрацией огромной роли паузы, дробящей стих на раздельные ритмические фрагменты.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Дореволюционная поэзия Маяковского В. В