Дортмундская «Группа 61»
Дортмундская «Группа 61» открыла новое направление в прозе Германии. Выдвинутое при организации «Группы 61» программное требование «изображать в художественной литературе современный индустриальный мир труда с его социальными проблемами» 38 потребовало охвата новых тем, нового материала, каких прежде почти не встречалось в литературе. У основателей «Группы 61» — большая заслуга в этом директора дортмундской библиотеки и инициатора создания «Архива рабочей поэзии и социальной литературы» Фрица Хюзера — в отличие
Писательское творчество связывалось с общественным долгом, но трактовалось как «независимое в любом отношении и выполнявшее только самому себе поставленные задачи» 39. Буржуазная критика попыталась сначала — в духе тезиса об «идеологической свободе» 40 — постепенно интегрировать тематику «мира труда» как расширение круга тем буржуазной литературы.
Вскоре «Группа 61» получила пополнение как из молодых представителей интеллигенции,
Оно считало себя не конкурентом «Группы 61», но объективным продолжателем ее дальнейшего развития.
Книги, написанные писателями «Группы 61», уже по своей концепции находились в явном противоречии с господствующими направлениями буржуазной литературы. Вместо скрупулезного описания воскресений, свободных от работы часов и праздников авторы пытались рассказать о трудовой повседневности, описать обстановку и условия, в которые при государственно-монополистическом капитализме брошены те, кто производит материальные блага. Широкий общественный резонанс, вызванный этими книгами, объяснялся взрывчатым характером их тематики.
Дортмундская «Группа 61»