Достойные сыны Отечества
1. «Новые люди» в произведениях русских писателей. 2. Нигилист Базаров, ошибающийся и признающий свои ошибки. 3. Революционер Рахметов, не имеющий права на слабости. 4. Пьер Безухов и Андрей Болконский — люди, необходимые России. 5. Партиец Денис Давыдов — строитель коммунизма.
В Книгу Памяти российского государства внесено много имен славных сынов своего отечества, искренне любящих свою родину. Не задумываясь, они жертвовали ради нее всем, даже жизнью. Высокие нравственные цели, вера в светлое будущее двигали ими на протяжении всего
Пусть недолог был их век, но такие люди прожили его не зря и умерли во имя других…
Многие писатели создавали свой образ такого героя, настоящего патриота: это Л. Толстой, И. Тургенев, Н. Чернышевский и множество современных писателей и поэтов, таких как А. Твардовский, М. Шолохов..: Все эти писатели видели такого героя по-своему, но все они были едины в том, что этот человек всегда является представителем чего-то нового, свежего, порой непонятного обыкновенным людям. И. С. Тургенев, как мне кажется, видел настоящего патриота в своем очень противоречивом, странном и в то же время обаятельном герое
Даже маленький Митя не плакал у него на руках, а у Аркадия «откинул назад голову и запищал», ведь «дети чувствуют, кто их любит». В конце концов, полюбив, а потом, будучи уже смертельно больным, Базаров понимает, что во многом заблуждался, что и сам уже не может все отрицать, не может не восхищаться красотой, искусством. Он осознал свои ошибки, но было уже поздно.
Ясно одно: Базаров встал на путь нигилизма, так как считал, что это сейчас необходимо его стране. Но не явился ли Базаров-нигилист слишком рано, и, вообще, нужен ли он был России именно в этом качестве? Базаров сам говорит об этом: «Я нужен России…
Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…».
В любом случае, этот сильный герой, казнящий себя за слабости и нашедший в себе силы признаться в своих ошибках, вызывает восхищение и жалость, что таких людей слишком мало.
Н. Г. Чернышевский почти в то же время, что и Тургенев, вывел в свет своего «нового человека», Рахметова. Как известно, Чернышевский был оппонентом Тургенева и не считал его Базарова нужным обществу. Чернышевский видел все базаровские недостатки, понимал, что Евгений противоречил сам себе. Как и Тургенев, Чернышевский в романе «Что делать?» проводит Рахметова через многие испытания, даже через любовь. Но Рахметов, когда полюбил, смог подавить в себе это чувство: «Нет, я не могу этого принять…
Любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня… Но я развяжу. Я не должен любить».
Рахметов — удивительный человек, знавший цену словам: «Я должен». Все, что он делал, было основано на этом принципе: он не имеет право «тратить деньги на прихоть, без которой может обойтись», он пытается спать на гвоздях только для того, что-бы сделать «пробу» , убедиться, что «может», отвергает любовь, потому что она «связывает руки». Именно в этом поразительном и странном человеке видит Чернышевский истинного и достойного сына Отечества, которому суждено бороться, отдать жизнь на благо народа, а не устраивать личную жизнь, любить и вообще думать о себе.
Тем не менее сходство Базарова и Рахметова очевидно: их роднит сила духа, мужество, уверенность в своих силах, самоотречение. Но Базаров как-то ближе читателям, может быть, потому что больше похож на человека, а Рахметов слишком правильный.
Совсем иными были любимые герои Л. Н. Толстого в романе «Война и мир» — Пьер Безухов и Андрей Болконский. Ни тот, ни другой не отрицали ни искусство, ни любовь, не спали на гвоздях и не резали лягушек. Но оба, несомненно, патриоты своей родины. Автор показывает своих героев в самом начале их становления как неординарных личностей, достойных восхищения. Пьер едет на передовую, чтобы видеть бой, быть рядом с солдатами, он переносит тяжелый французский плен, спасает незнакомую девочку.
А в конце романа видно, что Пьер стал декабристом и отправится со своими товарищами на Сенатскую площадь выступать за отмену крепостного права, гражданские свободы и ограничение власти царя.
Андрей Болконский тоже добровольно едет на войну, не прячется от пуль. Уже будучи тяжело раненным, князь Андрей понимает, что война, людские распри — ничто, по сравнению с бесконечностью, У с небом, которому безразлично, что делают копошащиеся внизу люди: «Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его».
Болконский научился прощать, смог разглядеть человека даже в своем враге. Он прощает Анатоля Курагина, видя его страдания, понимает и прощает Наташу Ростову… Толстой не оставил своего героя жить, потому что ему уже открылись те тайны бытия, которые другие ищут всю жизнь и порой не находят.
И Пьер и Андрей — истинные герои, патриоты, умеющие и любить, и ненавидеть, и прощать тех, кого ненавидели.
Михаил Шолохов, писатель XX века, в романе «Поднятая целина» описывает своего патриота. Этот герой был нужен в ту эпоху — в 30-х годах XX века, в эпоху коллективизации. Человеком, в какое бы время он ни жил, всегда движет что-то: вера в Бога, любовь, иногда даже месть.
Главными героями Шолохова двигала вера в свою партию, надежда на лучшее будущее своих детей и своего народа. В Денисе Давыдове Шолохов видит того, кому суждено «потом и кровью» «сказку сделать былью», построить на пустом месте лучшую жизнь. Этот герой организовывает колхоз в станице Гремячий Лог.
Да, и Давыдов ошибался, делал непростительные глупости, даже доверился «врагу» Якову Лукичу, но он учился на своих ошибках, исправлял их, а некоторые даже смывал собственной кровью… В отличие от своих литературных предшественников, героев Тургенева, Чернышевского, Толстого, Давыдов не просто умер, оставив после себя либо горечь, что погиб «такой человек» , либо сожаление, что все усилия были напрасны, как случится с декабристом Пьером. Дело Давыдова было впоследствии завершено, его деятельность не заглохла, ее было, кому продолжить…
Все эти непохожие герои писателей разных эпох — достойные сыны своей Родины России, они пожертвовали всем ради нее. Каждый из них — герой своего времени, поэтому столь разные их задачи, их характеры. Но твердость духа, самоотречение, колоссальное терпение, патриотизм, убежденность в правоте своего дела, мужество, любовь к отчизне присущи всем им.
Настоящий патриот XIX века, в чьих пуках будущее России, будет обладать этими же чертами.
Достойные сыны Отечества